МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Православные христиане вступают в Рождественский пост. На сорок дней верующие отказываются от всей скоромной пищи, кроме рыбы, а также от увеселений. При этом церковный устав допускает послабления. О том, как появилась традиция говения перед праздником Рождества Христова и кому можно не поститься, — в материале РИА Новости.
Семь или сорок
На самом деле древние каноны ничего не знают про Рождественский пост. Традиция многодневного говения появилась примерно в IV веке. О ней упоминают церковные деятели того времени — блаженный Августин и святитель Амвросий Медиоланский. Перед Рождеством, писали они, постились… семь дней.
Прошло 1600 лет. Сегодня верующие привыкли считать, что пост сорокадневный. Правда, мало кто задается вопросом, когда он стал таким.
А вот ученые решают загадку до сих пор. И древние документы, как назло, не дают никаких зацепок.
Лишь в XII веке один из видных богословов того времени, Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон, попытался выяснить происхождение обычая.
"Хотя дни поста не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября (по юлианскому календарю — Прим.ред.)", — писал он.
То есть и тогда христиане спорили, сколько должен длиться этот пост. Спустя 800 лет дебаты разгорелись вновь. В 2016 году планировали провести Всеправославный собор — первый за 12 веков — где предполагали обсудить и вопрос о многодневных периодах воздержания. Ведь некоторые общины возмущались, что постных дней в году очень много — более двухсот. А обоснования этому с точки зрения канонов нет. Нет указания и на то, что Рождественский пост — это сорок дней, а не две недели, как у католиков.
Верующая на Рождественском богослужении в Свято-Троицкой церкви города Томска
В преддверии Всеправославного собора предстоятели поместных церквей подготовили документ, призванный поставить точку в споре. В нем зафиксирована устоявшаяся традиция не упоминаемых в канонах постов — Петров длится от праздника Троицы (ежегодно в разные даты), Успенский две недели (в Русской церкви с 14 по 27 августа), а Рождественский сорок дней.
Но горячо ожидаемое событие из-за многочисленных противоречий между поместными церквами не состоялось. Вопрос так и остался подвешенным.
"Трезвость устава"
Рождественский пост по длительности не уступает Великому. Однако он гораздо мягче. Четыре из семи дней в неделю верующие могут вкушать рыбу. По субботам и воскресеньям, а также большим праздникам, разрешается вино в умеренных количествах.
"Каждый пост уникален. Рождественский, в отличие от Великого, не имеет ярких богослужебных особенностей. Они начинаются только за пять дней до праздника", — объясняет глава Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.
У каждого поста, отмечает он, свой устав. Правила Рождественского в нынешнем виде сформировались примерно в XI веке на основе более раннего устного предания. Почему именно они, почему именно сорок дней — однозначного ответа в Церкви нет. Обычно богословы говорят кратко: "так сложилось".
Рождественская служба в Храме Владимирской иконы Божьей Матери в селе Давыдово
При этом определенная логика все равно прослеживается. По словам отца Максима, правила Рождественского поста демонстрируют "трезвость церковного устава".
"Он хоть и долгий, как Великий, но в нем нет строгих запретов. Это свидетельствует о том, что, по замыслу устава, еще один длительный период жесткого воздержания для людей попросту непосилен", — указывает богослов.
"Это не нарушение поста"
"Слабости человеческой" церковный устав уделяет много внимания. Отсюда парадокс — с одной стороны, он суровый, а с другой — допускает много исключений.
То же касается и постов. Далеко не все верующие могут держать их строго. Собственно, нередко это и не требуется.
"Если человек не способен в силу обстоятельств соблюсти устав, то он вместе с духовником определяет, что может сделать иное, — продолжает отец Максим. — Допустим, кому-то по ряду причин трудно воздерживаться от молочных продуктов. В таком случае он отказывается от какого-нибудь формально постного продукта, к которому у него пристрастие. Например, от сладкого или от кофе".
© Depositphotos.com / ingridhs
Жареный картофель с грибами и томатами черри
Другое дело, когда верующему по медицинским показаниям необходимы определенные продукты. Тогда священник благословляет на более мягкий пост.
"Следование предписанной врачами диете — например, употребление печенки при малокровии — нельзя рассматривать как нарушение поста. В остальных случаях все оговаривается с духовником", — подчеркивает богослов.
Все индивидуально
В отличие от того же ислама, где прописаны все оговорки относительно поста, в православном христианстве большинство бытовых вопросов регламентируется канонами. Все темы, которые не упомянуты в церковном праве, отдаются на откуп духовенства. В уставах даже есть специальная формулировка: "если изволит священник".
"Церковные каноны говорят лишь о самом факте поста и наличии ограничений. А каких, когда и как — уже дело обычая. По сути, большинство вопросов решается между священником и отдельным человеком", — говорит известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
Именно поэтому священнослужители постоянно напоминают — все постятся по-разному. А строгость ограничений призывают обсуждать индивидуально с духовником.