Хорошие новости

Уникальную лодку возрастом более 350 лет надеются спасти реставраторы

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. Специалисты-реставраторы планируют приложить все силы, чтобы спасти старинную лодку, которую два года назад штормом подняло со дна Онежского озера. Построенное по древней русской технологии судно пролежало в воде у города Вытегры почти 370 лет, а теперь находку пытаются законсервировать ученые.
На первый взгляд, лодка не представляет исторической ценности: длина по килю около 22 метров, несколько шпангоутов, две бортовые доски — и все. Однако экспертиза показала, что судно было построено до 1650 года. По словам старшего научного сотрудника лаборатории химико-технологических исследований ГОСНИИР Валентины Гордюшиной, похожее судно есть только на Соловках, но оно сохранилось значительно хуже, поэтому вытегорская находка уникальна.
Работы по консервации судна
На судах такого типа ходили по Онежскому и Ладожскому озерам и Балтийскому морю. Эксперты относят лодку к типу лодий, шитиков, насадов и кочей.
"Находки подобных судов крайне редки в мировой археологии, а в России памятники подобных размеров деревянного судна первой половины XVII века практически отсутствуют и вероятность их нахождения мала. В таком хорошем состоянии остатки кораблей, шитых "вицей", еще не находили", — сделали вывод исследователи остатков судна.
Работы по консервации судна
Вытегорские краеведы уверены, что ладья построена именно в Вытегре. В XVII-XIX веках в городе располагался крупнейший судостроительный центр, здесь работало несколько верфей, две фабрики по изготовлению парусов, поэтому власти города привлекли реставраторов из нескольких профильных учреждений — Вытегорского историко-этнографического музея, Арктического музейно-выставочного центра из Санкт-Петербурга, Эрмитажа, музея "Ледокол "Красин" и ГОСНИИР. Осенью 2018 года усилиями МЧС лодку отбуксировали к причалу, а летом следующего года для нее построили ангар. Специалисты постарались остановить растрескивание древесины и деформацию.
"С момента обнаружения остатков судна до перенесения в ангар прошло более десяти месяцев. В этот период судно находилось практически под открытым небом", — рассказала Валентина Гордюшина, которая подробно изучила состояние слоев древесины лодки. Новые факторы, такие как перепады температуры и уровня влажности, а также новая среда, сделали свое дело, и судно деформировалось.
В Ленобласти обнаружили защитное сооружение XV века
Чтобы спасти лодку, специалисты смачивали и прогревали ее поверхность паром, после чего наносили горячий полиэтиленгликоль. Это вещество часто используют для консервации археологической древесины.
В 2020 году планировалось продолжить масштабную реставрацию, но из-за пандемии удалось сделать не так много, как хотелось бы. Гордюшина надеется, что в следующем году над лодкой начнут работать в теплый период или в отапливаемом помещении, что ускорит процесс завершения консервации уникальной археологической находки. Но эксперт довольна и тем, что удалось сделать за прошедшее время.
Обсудить
Рекомендуем