МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. Специалисты-реставраторы планируют приложить все силы, чтобы спасти старинную лодку, которую два года назад штормом подняло со дна Онежского озера. Построенное по древней русской технологии судно пролежало в воде у города Вытегры почти 370 лет, а теперь находку пытаются законсервировать ученые.
На первый взгляд, лодка не представляет исторической ценности: длина по килю около 22 метров, несколько шпангоутов, две бортовые доски — и все. Однако экспертиза показала, что судно было построено до 1650 года. По словам старшего научного сотрудника лаборатории химико-технологических исследований ГОСНИИР Валентины Гордюшиной, похожее судно есть только на Соловках, но оно сохранилось значительно хуже, поэтому вытегорская находка уникальна.
© Фото предоставлены Валентиной Гордюшиной
Работы по консервации судна
На судах такого типа ходили по Онежскому и Ладожскому озерам и Балтийскому морю. Эксперты относят лодку к типу лодий, шитиков, насадов и кочей.
"Находки подобных судов крайне редки в мировой археологии, а в России памятники подобных размеров деревянного судна первой половины XVII века практически отсутствуют и вероятность их нахождения мала. В таком хорошем состоянии остатки кораблей, шитых "вицей", еще не находили", — сделали вывод исследователи остатков судна.
© Фото предоставлены Валентиной Гордюшиной
Работы по консервации судна
Вытегорские краеведы уверены, что ладья построена именно в Вытегре. В XVII-XIX веках в городе располагался крупнейший судостроительный центр, здесь работало несколько верфей, две фабрики по изготовлению парусов, поэтому власти города привлекли реставраторов из нескольких профильных учреждений — Вытегорского историко-этнографического музея, Арктического музейно-выставочного центра из Санкт-Петербурга, Эрмитажа, музея "Ледокол "Красин" и ГОСНИИР. Осенью 2018 года усилиями МЧС лодку отбуксировали к причалу, а летом следующего года для нее построили ангар. Специалисты постарались остановить растрескивание древесины и деформацию.
"С момента обнаружения остатков судна до перенесения в ангар прошло более десяти месяцев. В этот период судно находилось практически под открытым небом", — рассказала Валентина Гордюшина, которая подробно изучила состояние слоев древесины лодки. Новые факторы, такие как перепады температуры и уровня влажности, а также новая среда, сделали свое дело, и судно деформировалось.
Чтобы спасти лодку, специалисты смачивали и прогревали ее поверхность паром, после чего наносили горячий полиэтиленгликоль. Это вещество часто используют для консервации археологической древесины.
В 2020 году планировалось продолжить масштабную реставрацию, но из-за пандемии удалось сделать не так много, как хотелось бы. Гордюшина надеется, что в следующем году над лодкой начнут работать в теплый период или в отапливаемом помещении, что ускорит процесс завершения консервации уникальной археологической находки. Но эксперт довольна и тем, что удалось сделать за прошедшее время.