МОСКВА, 25 ноя — РИА Новости, Мария Семенова. Гитара, овчарка Джайна, многочисленные фото с друзьями, перемежающиеся с изображениями светловолосого мальчика, — на странице Натальи А. запечатлена хроника обычной, на первый взгляд, жизни. На деле же не все было благополучно — семья находилась в поле зрения опеки, мать употребляла наркотики. А неделю назад она ушла из дома и не вернулась, сын остался запертым в квартире. На детские крики обратили внимание соседи, сотрудники МЧС вскрыли дверь, мальчика увезли в больницу. На следующий день задержали Наталью — она не смогла объяснить, почему оставила ребенка.
Неделя под замком
Двадцать третьего ноября в полицию обратились жильцы дома на Новоорловской улице Москвы. Они рассказали, что в одной из квартир уже несколько дней заперт мальчик. Вместе с сотрудниками МЧС полицейские вскрыли дверь, за которой ждал помощи десятилетний школьник. Его сразу же отправили в больницу.
Раньше Марк (имя несовершеннолетнего изменено в его интересах) жил с мамой, прабабушкой и прадедушкой — потом старики ушли один за другим. Матери Натальи нет в живых, с отцом она не общается. "Дед скончался где-то полгода назад, а до этого все грустный ходил после смерти жены. Внучка его (мать Марка) нигде не работала, к ней постоянно разные люди приходили, то один, то другой. Но мальчишка выглядел нормально, одет был как все, видела его, когда с собакой гулял", — поделилась подробностями с РИА Новости соседка семьи, ее квартира этажом ниже.
Шестнадцатого ноября Наталья взяла овчарку Джайну и ушла из дома — сын остался без ключей за закрытой дверью. На допросе в отделении полиции (видео разговора опубликовано пресс-службой УВД по ЗАО) женщина рассказала, что оставила ему запас еды на два дня. По всей видимости, Марк не сразу начал кричать — ждал мать. Он боялся разлуки: семьей уже интересовались органы опеки, но изъятия удалось избежать. Ребенка вызволили лишь через неделю.
"Ни с кем не общалась, ничего не употребляла"
Наталью задержали на следующий день. Как следует из показаний, оперативники заметили ее, когда она выходила из квартиры знакомого, чтобы погулять с собакой. Горе-мать сообщила, что последние несколько дней жила у знакомого. Ее приютили на Шолоховской улице — в пешей доступности от дома на Новоорловской улице, где она закрыла сына. Все это время женщина "не занималась ничем конкретным, ни с кем не общалась, ничего не употребляла".
© Фото : пресс-служба УВД по ЗАО
Наталья А.
Наталья не может объяснить, почему бросила мальчика. Лишь раз за разом повторяет: "Не знаю". "Я осталась одна. Без родственников. Мне было тяжело. Ребенок мне нужен, хочу все исправить", — уверяет она. На вопрос, почему не вернулась домой, ответила, что почувствовала себя плохо. Впрочем, за медицинской помощью не обращалась.
"Подсела на наркотики"
А вот знакомые Натальи не сомневаются: всему виной запрещенные вещества. "Она подсела на наркотики где-то месяц назад — тогда перестала общаться со мной и другими нашими приятелями. До этого употребляла только алкоголь, насколько я знаю", — рассказала РИА Новости знакомая матери Марка.
По словам самой Натальи, раньше она пробовала курительные смеси.
«
"У меня она взяла денег в долг — якобы чтобы оформить наследство. Они жили в квартире, которая досталась от бабушки с дедушкой. И пропала: ни разу не взяла трубку и не ответила ни на одно сообщение. С кем была последнее время, мне неизвестно. И вот до чего дошло: собаку забрала, а ребенка бросила", — удивляется собеседница агентства.
Она также пояснила, что отца Марка сбила электричка, а сама Наталья не работала — жила на средства, доставшиеся от продажи недвижимости в другом городе, и пособие по потере кормильца. О сыне не слишком заботилась: "На мальчика ей было плевать, по большому счету. Часто оставляла его одного дома. Не била, но и большой любви точно не было".
Сосед-школьник, который раньше дружил с Марком, рассказал: полтора года назад тот жаловался, что мама выгнала его из дома и он не знает, где ночевать.
"Взялась за ум"
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская отметила, что аппарат омбудсмена взял ситуацию на контроль. И добавила: родительницей уже интересовалась опека, но тогда женщине удалось убедить чиновников, что она справляется. "Потом устроилась на работу, что называется, взялась за ум, занималась сыном, и ее сняли с учета", — уточнила Ярославская.
Как сообщили в пресс-службе столичного департамента труда и социальной защиты населения, сейчас Марк находится в больнице, он в безопасности, его жизни и здоровью ничто не угрожает. Мальчик получает необходимую медицинскую помощь. Однако его дальнейшая судьба пока неизвестна: место жительства определят позже.