МОСКВА, 11 апр — РИА Новости, Александр Лесных. Правительство намерено ограничить импорт бензина с апреля по сентябрь: за это выступают Минэнерго и вице-премьер Юрий Борисов. Официальное распоряжение может появиться уже на следующей неделе. РИА Новости разбиралось, почему руководство страны выступает против дешевого заграничного топлива.
Сырье за бесценок
Из-за срыва сделки ОПЕК+ месяц назад нефтяные котировки пережили крупнейшее падение за несколько десятилетий. Во многих странах подешевел и бензин. Например, топливные фьючерсы на Нью-Йоркской товарной бирже в конце марта снизились до 38 центов за галлон (примерно 3,7 литра). Сейчас все же поднялись до доллара.
Россия — одна из ведущих нефтедобывающих стран, и в условиях резкого падения международного спроса нефтяники вроде бы должны были залить отечественные НПЗ дешевым сырьем (в Европе 9 апреля Urals стоила чуть больше 20 долларов за баррель, а совсем недавно цена и вовсе опускалась до 10,5 доллара). Но этого не случилось.
Дело в том, что большинство поставщиков бензина на внутреннем рынке — это вертикально интегрированные компании. То есть они одновременно добывают нефть, превращают ее в бензин, довозят его до собственных заправок и там продают. А это значит, им же приходится платить все акцизы и налоги, которые в основном и определяют ценник АЗС.
В результате в конце марта на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) импортный бензин и дизель даже с учетом ввозной пошлины и НДС стоили дешевле российских. Например, по подсчетам Reuters, при оптовой цене 41,5 и 43 тысячи рублей за тонну 92-го и 95-го соответственно зарубежное горючее обошлось бы в 37 тысяч рублей.
Верните деньги
С точки зрения потребителя, дешевый бензин — несомненное благо. Однако для отечественных компаний появление зарубежной продукции было бы катастрофой: они и так страдают от разницы цен на внутреннем и внешнем рынке.
Как известно, с середины 2018-го в стране действует демпферный механизм, удерживающий подорожание бензина ниже инфляции. Если экспортные цены на топливо выше внутрироссийских, нефтяники получают из бюджета компенсации за недополученную от зарубежных поставок прибыль.
Наоборот, если внутренние цены выше зарубежных, компании обязаны направить часть сверхприбыли в бюджет. Именно это сейчас и происходит.
По данным Минфина, в марте нефтяники перечислили в казну 10,5 миллиарда рублей. Если цены на нефть до конца года будут колебаться в диапазоне 22-27 долларов за баррель, общий госдоход от демпфера с апреля до декабря достигнет 600 миллиардов рублей.
В 2019-м, когда на рынке была обратная ситуация, нефтяникам выделили из бюджета 282 миллиарда рублей. Если сейчас продажи российского бензина внутри страны резко сократятся, государство не только не сможет помочь нефтяникам, но и недополучит сопоставимую сумму. Разумеется, эти деньги сейчас очень нужны казне для поддержки населения и бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Поэтому правительство и собирается ограничить иностранцам доступ на внутренний рынок топлива.
Сопутствующий ущерб
Но никаких резких ценовых скачков не будет — в этом можно не сомневаться. Скорее всего, бензин не подорожает даже до общей инфляции.
От временного ограничения импорта пострадают только основные конкуренты российских нефтяников — белорусские НПЗ.
Напомним, что в начале года поставки российской нефти в Белоруссию прекратились: не договорились о ценах. Но в конце марта Москва согласилась продавать нефть Минску со скидкой почти 16 долларов за тонну — это даже больше, чем просили.
Поэтому белорусский бензин и оказался дешевле отечественного. Например, 6 апреля "Белорусская нефтяная компания" продала на СПбМТСБ 5,88 тысячи тонн 92-го и 1,38 тысячи 95-го по 37,6 тысячи рублей за тонну, а НПЗ "Ярославнефтеоргсинтез" предлагал топливо по 39 тысяч, пишет информационно-аналитический центр Rupec.