Пушкинский музей одним из первых в стране закрыл свои двери для посетителей в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. В интервью РИА Новости директор ГМИИ Марина Лошак рассказала о своем отношении к жизни музея онлайн, почему важно говорить о будущем культурной сферы и перестать теребить раны настоящего. Беседовала Екатерина Сошникова.
— Музей будет закрыт, по крайней мере на данный момент, еще до 30 апреля, скажите, каким образом это скажется на вас?
— Для музея это очень трудно, поскольку все-таки жизнь в онлайне совершенно не заменяет реальную жизнь. Мы все это довольно остро чувствуем и скучаем по физическому присутствию музея. Тем не менее мы часть общей системы, где на данный момент все испытывают трудности. Хотя у нас и возникла эта пауза, музей продолжает жить и работать в полную силу в разных направлениях. Музей — довольно сложная институция, где жизнь не может просто прекратиться, и мы стараемся ее поддерживать всеми возможными для нас способами. Говорить об итоговых финансовых потерях музея в связи с закрытием пока рано, ежедневно Пушкинский недополучает порядка двух миллионов рублей.
— Какие программы планируете провести на протяжении этого времени?
— Много всего сейчас придумывается, чтобы зрители не почувствовали себя брошенными и не отвыкли от нашего присутствия, музей ежедневно разрабатывает разные интеллектуальные маршруты. Есть проекты, которые дают невероятные эмоции, например, акция #СкучаюпоПушкинскому, где люди, с которыми мы сотрудничаем, говорят те слова, которые позволяют и нам, и им почувствовать нашу неразрывную связь. Кроме всего прочего, активно развивается направление, связанное с просветительскими программами. Например, онлайн-экскурсии по двум нашим выставкам и по постоянной экспозиции. При этом мы не останавливаемся и тестируем разные форматы, вводим что-то новое. Сейчас появится серия онлайн-встреч "Спросите хранителя", когда у слушателей будет возможность задать хранителям любые вопросы, связанные с музеем. И это еще не все, потому что в скором времени появится еще один проект под названием "100 способов прожить минуту" — очень серьезный, глубокий и интересный проект. Он вновь свяжет нас со всем большим миром, его художниками, кураторами и другими специалистами в области искусства, которые поделятся своими практиками осмысленного проживания времени. Этот проект впоследствии станет частью нашей коллекции медиаискусства.
— Есть ли в планах продлить выставку "Тату" после открытия музея?
— Мы на это надеемся, ведем сейчас переговоры с Музеем на набережной Бранли. Выставка "От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина", безусловно, продлится. Но, конечно, нам сейчас очень сложно строить планы, ведь Пушкинский музей расписывает свою деятельность на годы вперед и выставки 2021 года уже заложены. Я надеюсь, что состоится запланированная нами на октябрь текущего года выставка коллекции братьев Морозовых, которая должна продолжить успех выставки работ семьи Щукиных в здании фонда Louis Vuitton и стать одним из главных событий международного культурного проекта "Русские сезоны в Париже". Во всяком случае, наши французские коллеги на это всячески рассчитывают. В будущем году, в июне, будет уже "наш" Иван Морозов — наша московская версия грандиозной выставки в честь русского коллекционера, и мы к ней готовимся. Надеюсь, что ничего не изменится в наших планах.
— Скажется ли ситуация с временным закрытием музея на ваших планах по строительству депозитария, Галереи искусства старых мастеров, реконструкции Главного здания? Может, вынуждены будете сместить сроки или все пока идет согласно плану?
— Наша стройка продолжается, строители работают, соблюдая все правила, сформулированные властями с учетом всех особенностей текущей ситуации. Стройку невозможно заморозить — противоположное решение повлекло бы за собой слишком много угроз. Мы очень надеемся, что строительство будет идти прежним темпом, в результате чего мы должны будем получить наш Музейный квартал.
— Кроме того, скажется ли ситуация на ваших региональных планах с филиалами ГЦСИ?
— Мы только начали "вспахивать" это поле, работа продолжается. Планируем сделать отдельную платформу, связанную с региональными историями, где будем, скорее всего, разговаривать не о сегодняшнем кризисе и не о сегодняшнем дне, а попытаемся поговорить о будущем. Мне кажется, нам всем очень важно сейчас перестать теребить эти раны и подумать о том, как мы будем жить дальше, имея в виду не только разговор о негативных последствиях происходящего, но и каких-то визионерских вещах, которые, быть может, даже улучшат нашу жизнь. Есть много интересных идей, поэтому развиваться данное направление будет непременно.