Глобальная эпидемия коронавируса — как и любой глобальный кризис — это не только время рисков, человеческих трагедий, стресса и экономической неопределенности, но еще и время возможностей, которыми хотели бы немедленно воспользоваться наши западные партнеры.
Именно в таком контексте, вероятно, стоит воспринимать смелое заявление экс-премьера Великобритании Гордона Брауна, которое было растиражировано в британских СМИ. В условиях эпидемии и довольно неуклюжего поведения правительства Бориса Джонсона (который и сам, как известно, заболел коронавирусом) именно Гордон Браун, бывший премьер, проведший страну сквозь финансовый кризис 2008-2009 годов, стал тем, к кому представители медийной, политической и экономической элиты Великобритании обращаются в поисках лидерских качеств и правильных решений. Проблема в том, что решение авторитетного британского политика мало кому понравится. Гордон Браун на полном серьезе предлагает ввести на нашей планете глобальное правительство, объясняя это необходимостью борьбы с глобальной эпидемиологической угрозой.
Британская The Guardian разъясняет тезисы экс-премьера Ее Величества: "Гордон Браун призвал мировых лидеров создать временную форму глобального правительства для преодоления двойного медицинского и экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Бывший премьер-министр (от партии) лейбористов, который был в центре международных усилий по борьбе с последствиями обвала банков в 2008 году, заявил, что есть необходимость в целевой группе с участием мировых лидеров, экспертов в области здравоохранения и руководителей международных организаций, которая будет иметь исполнительные полномочия по координации ответных мер".
Можно было бы списать это смелое предложение на желание старого политика попиариться, но есть несколько нюансов, которые мешают просто отбросить его в сторону. Во-первых, предложение господина Брауна активно распространяется в инфополе и вполне может находить даже определенное понимание и поддержку в тех странах, чьи граждане оказались в борьбе с вирусом "один на один", с минимальной или вовсе отсутствующей государственной поддержкой.
Во-вторых, есть подозрение, что идея введения мирового правительства как меры для борьбы с неким глобальным кризисом — это не какое-то новое изобретение конкретного представителя британской элиты, а реактуализация старой идеи, которую в 2008-2009 годах просто не удалось как следует довести до конца, хотя желающие, безусловно, были. Если это подозрение верно, то становится понятным, почему на медийную сцену с этим "радикальным решением всех проблем" вышел конкретно экс-премьер Великобритании. Британские журналисты вспоминают один эпизод из его биографии, в котором сам Гордон Браун почти стал эдаким "премьер-министром планеты" или как минимум самым влиятельным чиновником всего западного мира: "Во время финансового кризиса Браун убедил других мировых лидеров в необходимости выручить банки, а затем провел встречу G20 в Лондоне, на которой был предложен пакет мер по спасению (банков) за 1,1 триллиона долларов". Видный британский политик, вероятно, хочет повторить 2008-2009 годы, порулить еще несколькими триллионами долларов, снова накачать банки деньгами налогоплательщиков и спасти глобализацию, которую коронавирус вполне может или убить, или отбросить далеко назад.
При более обыденных обстоятельствах можно было бы ожидать, что западный политик, ратующий за создание некоего "мирового правительства" (это не гипербола, а термин The Guardian — "global government"), будет продвигать американского лидера в качестве лидера всего мира, но вышло совсем не так. По версии господина Брауна, американский президент в этой схеме — всего лишь преодолимое препятствие на пути к ее реализации. Как пишет The Guardian, "несмотря на политику Дональда Трампа, (основанную на принципе) "Америка прежде всего", Браун сказал, что все еще возможно получить поддержку для чрезвычайного органа с исполнительными полномочиями".
Безусловно, предложение о создании какого-то политического и технократическо-экспертного органа наднациональной исполнительной власти будет сопровождаться (и уже сопровождается) заявлениями о том, что это все — временные меры, необходимые в период борьбы с коронавирусом. Это тот самый случай, когда циничная чиновничья поговорка о том, что нет ничего более постоянного, чем временное, вполне может сработать на полную катушку.
«
Впрочем, 2020 год и его эпидемия сильно отличаются от 2008-2009 годов и тогдашнего экономического кризиса, а значит, лондонским сторонникам расширения и углубления глобализации вряд ли удастся реализовать свои планы.
Даже удержание нынешнего уровня глобализации и спасение от развала уже существующих межнациональных интеграционных проектов будет большой удачей для тех, кто болеет за действующую (а ныне бездействующую) систему международных отношений. Какое мировое или хотя бы "объединенное западное" правительство можно построить в условиях, когда даже Евросоюз не может скоординировать и наладить борьбу с коронавирусом и финансовым кризисом внутри самой Европы? Отметим, что аналог общеевропейского правительства, органа с исполнительными полномочиями, в Евросоюзе есть и действует — это Еврокомиссия, что, однако, никак не помогает решить проблему. Агентство Bloomberg, которое европейскому интеграционному проекту симпатизирует, с горечью описывает процесс принятия (точнее — непринятия) решений на европейском уровне: "Лидеры ЕС сталкиваются со сложностями в процессе определения того, что делать с экономикой дальше. <...> В то время как тысячи людей болеют и сотни умирают каждый день от пандемии, лидеры Евросоюза провели большую часть четверга, споря о том, должно ли намекать их совместное коммюнике на распределение финансового бремени (между странами Евросоюза) в качестве способа компенсации ущерба экономике стран ЕС. Ранее на этой неделе министры финансов переложили ответственность на лидеров, но лидеры вернули ответственность назад. Они поручили руководителям министерств финансов представить предложения в течение двух недель".
В этих условиях впору рассуждать не о том, что на базе структур западного мира удастся создать какой-то "орган с исполнительными правами" и глобальной сферой влияния, а говорить о том, что даже лучшие проекты западной схемы глобализации находятся под угрозой уничтожения из-за неспособности справиться с новыми вызовами. Собственно, лучшим контраргументом к предложениям Гордона Брауна можно считать информацию агентства Рейтер о том, что президент Франции Эммануэль Макрон обеспокоен именно выживанием ключевых элементов Евросоюза. "На карту поставлено выживание европейского проекта", — привел источник слова Макрона во время саммита ЕС, состоявшегося в четверг вечером в формате видеоконференции. "Риск, с которым мы сталкиваемся, — это конец Шенгенской зоны", — добавил французский лидер" (цитата по ТАСС).
Скорее всего, глобалистам не удастся использовать этот кризис себе во благо, тем более что страны, находящиеся вне сферы вашингтонского, лондонского или брюссельского влияния, показали себя в борьбе с эпидемией с самых лучших сторон, особенно по сравнению с США и ЕС. Но даже при минимальных шансах на успех наши западные партнеры все равно попробуют извлечь из этой пандемии максимум политической выгоды.