МОСКВА, 24 мар — РИА Новости, Галия Ибрагимова. В Абхазии подвели итоги президентских выборов. Победу одержал фаворит — лидер оппозиции Аслан Бжания. По слухам, его пытались отравить, и это придало избирательной кампании детективный характер. В каких условиях голосовала закавказская республика — в материале РИА Новости.
Отравление — слухи или реальность?
Аслан Бжания обнародовал свою программу и уже готовился к теледебатам с оппонентами, когда внезапно почувствовал недомогание. Его госпитализировали в больницу Краснодара, а позже стало известно, что он попал в реанимацию. Сразу поползли слухи об отравлении "неизвестным веществом". Это произошло в январе.
Общественность взволновалась не на шутку. "Было совершено покушение — его опять отравили. К чему мы идем, Абхазия? Вы добиваетесь гражданской войны?" — возмущались сторонники Бжании. Власти республики выступили с решительным опровержением.
"Расцениваем слухи об отравлении как неприкрытую попытку дестабилизации ситуации в Абхазии, которая может привести к гражданскому противостоянию", — заявил исполняющий обязанности президента Валерий Бганба.
Лечащий врач Бжании от комментариев воздержался. В Facebook появилось заключение медицинского консилиума, где говорилось, что попавший в клинику больной страдает "пневмонией средней тяжести" и никаких отравляющих веществ в организме не обнаружено. Правда, подлинность документа так никто и не подтвердил.
Опасаясь ложных обвинений, другие кандидаты предложили перенести выборы на месяц. Однако этого не потребовалось. Лидера оппозиции через две недели выписали из больницы, и он продолжил кампанию.
© Sputnik / Томас Тхайцук
Кандидат в президенты Абхазии, лидер Блока оппозиционных сил Аслан Бжания
"Воздушно-капельный рецидив?"
За состоянием здоровья Бжании в Абхазии следили все. И не только потому, что он считался лидером предвыборной гонки. Дело в том, что в апреле прошлого года лидер оппозиции уже баллотировался в президенты и также внезапно попал в больницу. Ситуация была настолько критической, что его отправили в Москву.
Анализы показали, что Бжания отравился. Врачи говорили о пищевой интоксикации организма. Но представители оппозиционера настояли на повторной диагностике в Германии, и там, по их словам, в крови пострадавшего выявили ртуть, кадмий и алюминий.
"Воздушно-капельным путем отравление не может произойти. Мы должны назначить экспертизу и понять, что это было", — отметил тогда замгенпрокурора Эшсоу Какалия.
В предвыборном штабе Бжании потребовали отменить назначенные на осень выборы. Высказывали подозрения, что к отравлению причастны политические конкуренты. Но доказательств не было.
Выборы состоялись в сентябре, Бжания по состоянию здоровья так и не смог в них участвовать. Результаты голосования едва выздоровевший политик назвал необъективными и несправедливыми.
Победитель Хаджимба продержался у власти всего четыре месяца.
Проблемы в экономике, разгул криминала, коррупция вывели в январе на улицы сотни абхазцев. Протестующие потребовали отставки Хаджимбы и внеочередных выборов. После нескольких дней противостояния толпы с сотрудниками правоохранительных органов глава государства согласился покинуть пост. Выборы назначили на 22 марта.
Лидер Блока оппозиционных сил Аслан Бжания во время митинга оппозиции у здания администрации президента Абхазии
"Надо разговаривать с Грузией"
Помимо Аслана Бжании, было еще два кандидата. Леонид Дзапшба, бывший глава МВД Абхазии, выдвинул себя в феврале. Второй конкурент Бжании — Адгур Ардзинба, вице-премьер и министр экономики в предыдущем правительстве. Ему нет еще и сорока, он самый молодой претендент на пост президента. Власти республики часто критиковали за то, что элиты слишком возрастные. Ардзинба рассчитывал этим воспользоваться.
Что касается Бжании, то его поддержали известные местные политики — Александр Анкваб, Леонид Лакербая и Сергей Шамба. В ходе кампании кандидат не раз говорил, что в случае победы назначит бывшего президента Анкваба премьер-министром.
Во время теледебатов соперников часто спрашивали, как они собираются улучшать социально-экономическое положение в стране. И Бажания, и Ардзинба признали, что без России не обойтись. Так что ориентация на Москву сохранится.
Что касается Грузии, Бжания настроен примирительно. "Надо разговаривать и решать проблему", — сказал он. Но тут же добавил, что в Тбилиси не должны подвергать сомнению территориальную целостность республики.
Ардзинба против каких-либо контактов с грузинской стороной.
Леонид Дзапшба отказался участвовать в последнем туре теледебатов, но призвал победителя серьезно взяться за накопившиеся проблемы.
Новый президент, старые проблемы
Несмотря на пандемию коронавируса, президентские выборы в Абхазии состоялись в срок. Все помещения для голосования тщательно продезинфицировали. Избирателям на входе и выходе с участков обрабатывали руки. Серьезных нареканий у наблюдателей не было.
По предварительным итогам, Бжания получил 55,6% голосов. Явка превысила 70%.
"Кто бы ни стал президентом, радоваться ему особо не придется. Слишком непростое наследство он получит. И говорить о полной победе можно будет, только когда лидерские амбиции пройдут проверку практикой", — считает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов.
Источник РИА Новости в правительстве Абхазии пояснил, что Бжании помог профессиональный опыт. "Нового президента хорошо знают. Он выходец из силовых структур. В девяностые годы служил в КГБ Абхазии, был советником по экономике в посольстве республики в России. В 2010-м возглавил абхазскую Службу безопасности. Во время Олимпиады в Сочи Путин даже наградил его орденом Дружбы. Кроме того, Бжания участвовал в выборах 2014 года, набрал около 30 процентов голосов. Авторитет в стране у него однозначно есть", — отметил собеседник.
Избиратель в день повторных выборов президента Абхазии на избирательном участке в Москве
Что касается январской истории с госпитализацией, источник РИА Новости считает это не "отравлением, а рецидивом". "Бжания проходил курс лечения и до конца, видимо, не выздоровел. Началось обострение. Но в целом у него нет проблем со здоровьем. На дебатах выглядел бодрым. Сомнений в этом ни у кого нет", — подчеркнул он.
Хотя в Абхазии многие критикуют Бжанию за его готовность к переговорам с Грузией, опрошенные РИА Новости эксперты расценивают это позитивно.
"Диалог всегда лучше конфронтации. Даже грузинский закон "Об оккупированных территориях" должен быть гибким и не запрещать контакты с представителями Абхазии. Крайность Тбилиси в том, что мы чрезмерно полагаемся на Запад. Крайность Сухуми — ориентация на Россию. Но рано или поздно нам придется без помощи извне искать общий язык", — полагает политолог и основатель грузинского научно-исследовательского центра SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе.