“Нам не нужно ничего видеть”: как боевая авиация воюет в темноте

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 21 мар — РИА Новости, Андрей Коц. Войны и боевые операции последних десятилетий неспроста начинались по ночам. Авиация предпочитает наносить первые удары именно в темное время суток, чтобы скрытно и внезапно выходить на цели, не опасаясь зенитной артиллерии или истребителей. Полеты по приборам, радиолокация и бомбардировки невидимых глазу объектов — важная часть подготовки летчиков. О главных нюансах ночных вылетов — в материале РИА Новости.

Зрение как у кошки

Любой человек физиологически воспринимает ночь как время отдыха, поэтому летать в темное время суток — сильный стресс для организма. К тому же наземные ориентиры на фоне яркой подсветки приборов в кабине самолета с большой высоты выглядят, мягко говоря, тускло. Для ночных полетов требуется очень хорошее зрение.
Анатомия перехвата. Как русские летчики отгоняют самолеты США от госграницы
"Важно время реакции человека на изменение освещения, — рассказывает РИА Новости заслуженный летчик России, генерал-майор авиации Владимир Попов. — Тут чем быстрее, тем лучше. Для проверки офицера заводят в темную комнату, делают яркую вспышку и засекают по секундомеру, когда он найдет силуэт самолета или геометрическую фигуру. У меня время реакции было четыре-пять секунд. Это считается хорошим показателем".
Кроме того, летчики должны хорошо различать красный, желтый и зеленый цвета. Это помогает определять местоположение относительно других самолетов с аэронавигационными огнями (на левом крыле — красный, на правом — зеленый, на хвосте — белый), совершать посадку по фонарям взлето-посадочной полосы и ориентироваться по световым сигналам с высоких мачт и шпилей.
Ночные полеты МАЦ над территорией столицы
У пилота также должен быть хороший вестибулярный аппарат — надо уметь буквально вслепую определять положение самолета в пространстве относительно горизонта. По словам ветеранов авиации, это "шестое чувство" вырабатывается годами и остается на всю жизнь. Будущих летчиков привлекают к ночной работе только после того, как они научатся уверенно пилотировать днем в условиях плохой видимости — плотная облачность, снег, дождь.

Найти себя

В 1920-30-х годах, когда массовые полеты гражданской и военной авиации только-только начинались, для ночных рейсов использовали световые ориентиры. Так, на первой трассе между Москвой и Нижним Новгородом через каждые несколько километров стояли столбы с факелами или керосиновыми лампами. Позднее их заменили на мощные лампы накаливания. Пилоты летали по "световым дорожкам".
Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик
"Потом появилось радио, — продолжает Владимир Попов. — В пунктах, где маршрут менял направление, кроме светомаячных групп, размещали радиотехнические средства. Были приводные станции, дающие в эфир сигнал на определенной частоте. Летчики настраивались на нее посредством АРК — автоматических радиокомпасов — и летели буквально "по стрелочке". Сегодня в ночных полетах применяют локаторы. Они бывают разные — или инфракрасного видения, или радиолокационного, или какие-нибудь пеленгаторы, указывающие положение радиоточек и маяков. Наконец, у нас практически все самолеты и вертолеты оснащены радиосвязью, что также упрощает ориентирование".
Помимо этого, боевая авиация активно пользуется спутниковыми системами глобального позиционирования, главным образом американской GPS и российской ГЛОНАСС, позволяющими достаточно точно пройти по маршруту даже при нулевой видимости. Однако в случае полномасштабной войны эти системы могут вывести из строя средствами радиоэлектронной борьбы. И всем придется летать по старинке.

Сирийский опыт

Как отмечают сами авиаторы, с точки зрения тактики у ночных боевых вылетов много преимуществ.
Во-первых, противника проще застать врасплох, когда личный состав отдыхает. Во-вторых, ночью самолет — крайне сложная цель для зенитной артиллерии и тех зенитно-ракетных комплексов, операторам которых нужно наблюдать объект визуально. К ним относятся, например, все современные ПЗРК.
Военнослужащие во время стрельб из переносного зенитного ракетного комплекса "Игла" на всеармейском конкурсе "Чистое небо" на полигоне Ейский Учебного центра войсковой противовоздушной обороны
В-третьих, истребителям ПВО ночью значительно труднее обнаружить противника на малой дистанции. Наконец, ночные бомбежки сильно деморализуют.
Когда в темноте внезапно начинают рваться бомбы, это оказывает на противника мощное психологическое воздействие. В годы Великой Отечественной немцы очень боялись налетов советских легкомоторных ночных бомбардировщиков, бесшумно возникающих из ниоткуда и наносивших точечные удары.
В Сирии ВКС России действуют и днем, и ночью. В темное время суток ударная авиация работает в тесной связке с бойцами спецназа, "подсвечивающими" с земли цели с помощью специального оборудования.
Спасти обреченный борт. Как военные самолеты сажают на брюхо
Особенно хорошо показали себя вертолетчики. Современные всепогодные машины армейской авиации, такие как Ми-35, Ми-28 и Ка-52, могут круглосуточно наносить удары, оставаясь практически неуязвимыми.
По ночам боевикам остается только догадываться, куда направляется вертолет: шум винтов они слышат, но ничего не видят. Противник не знает, где именно боевая машина нанесет удар или высадит группу спецназа.
Приобретенный на Ближнем Востоке опыт Минобороны использует в новой программе подготовки летчиков армейской авиации, которую сейчас разрабатывают специалисты ВКС. Ожидается, что экипажи начнут заниматься по ней уже этой осенью.
Вертолет Ка-52 выполняет полет на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019
Практически все российские вертолеты оснащены оборудованием для боевых действий в темное время суток. Кроме индивидуальных приборов ночного видения и оптико-электронных систем, у них на борту есть радиолокаторы, тепловизоры, а также лазерные дальномеры.
Обсудить
Рекомендуем