"Это шоу навеяно воспоминаниями о Мексике. Многие его создатели подолгу жили в этой стране, знают ее легенды, традиции", — рассказывает арт-директор Патрисия Рюэль.
Спектакль очень красивый, поэтичный. Автор фантастической сценографии — Эухенио Кабальеро. Он был одним из постановщиков фильма "Ромео и Джульетта" с Леонардо Ди Каприо. А за декорации "Лабиринта Фавна" (режиссер Гильермо Дель Торо) получил "Оскар".
Это Кабальеро придумал поставить на заднике сцены огромный диск, символизирующий Солнце или Луну. Он вращается на 360 градусов в любую сторону, подсвечивается разными цветами, удаляется и приближается к зрителям, создавая абсолютно разные пейзажи.
Финци Паска любит помещать героев своих спектаклей в мир на грани жизни и смерти, реальности и небытия. Так было и в его Corteo, которое десять лет назад Cirque du Soleil привозил в Москву, и в Luzia.
История начинается с крушения самолета. Пассажир (клоун Эрик Коллер) выживает (или не выживает, каждый зритель воспримет это по-своему) и попадает в фантастическую страну, музыкой, красками, костюмами похожую на Мексику, но все-таки это не совсем она.
У Эрика удивительная пластика, он напоминает Адриано Челентано в старых итальянских комедиях.
"Я в этом шоу четыре года. И до сих пор сердце замирает в прологе, когда, как солнце на закате, загорается диск, на его фоне появляется серебристая лошадь — в Мексике символ бурлящей силы, стремительно проносится девушка-бабочка", — признается Рюэль.
Первый же номер спектакля "Прыжки через обручи" — очень сильный. Такой сгодился бы и для мощного финала. Его необычность в том, что акробаты двигаются не по статичной сцене, а по беговой дорожке и на большой скорости пролетают сквозь кольца.
"Это сильно усложняет трюки. К тому же мы все в костюмах колибри, с объемными крыльями, длинными клювами, которые мешают", — рассказывает Нельсон Смайлз.
Уже в совершенно ином темпе и на других эмоциях — более чувственных — построено "Адажио". Четверка акробатов-вольтижеров танцует в окутанном дымом дансинге, который напоминает мексиканский салун.
Кстати, хореограф по акробатике в Luzia Дебора Браун работала над клипами Aerosmith и мировым туром Мадонны Drowned.
А в этой сцене впечатляет сочетание цветов. На фоне вздымающихся синих волн перед красотками в полосатых купальниках спасатель в ярко-красном костюме показывает рискованные трюки.
Эквилибрист на опорах Уго Ляфоле одновременно смешит зрителей — принимает забавные позы, подмигивает, поигрывает мышцами — и демонстрирует невероятную ловкость на опасной высоте.
В шоу — только живая музыка. Мексиканка Майо Корнехо поет на испанском.
Она появляется в разных нарядах. Самый впечатляющий — платье, на юбке которого благодаря спрятанным датчикам распускаются цветы.
Майо нажимает на кнопку, причем для каждого бутона она своя, и подол оживает. Костюм тяжелый — девять килограммов.
А от этого энергичного молодежного номера пройдет любая хандра, а может, даже депрессия. В танце с мячом сочетаются элементы футбола, фристайла, брейк-данса.
Тут звезда — темнокожий Абу Траоре. В прошлом он играл за профессиональный клуб, но из-за травмы колена оставил спорт.
"Такого жанра в наших шоу еще не было. Он пришел в Cirque du Soleil буквально с улицы", — говорит пресс-секретарь шоу Чарли Вагнер.
Этот эффектный резной занавес появляется перед антрактом. Он натянут на цилиндр диаметром 30 и высотой 11 метров. Придумал его сценограф Эухенио Кабальеро, художник Хавьер Мартинес Педро нарисовал эскиз, после чего мастера вырезали вручную узоры на ткани.
В Luzia впервые для гастрольного шоу Cirque du Soleil в таком огромном объеме использует воду. Она дополняет несколько сцен — артисты выступают под дождевой завесой, опускаются в бассейн, спрятанный в центре сцены.
"Перед тем как решиться на это, мы провели целое научное исследование, чтобы понять, какая должна быть подошва у акробатов, чтобы работать на мокрой скользкой поверхности, каким образом изменить некоторые аппараты, чтобы они не скользили. Например, на Колесо Сира пришлось надеть велосипедные шины. Вода фильтруется, ее даже можно пить. А ее температура всегда комфортная для тела", — объясняет Вагнер.
Над сценой находится ферма с определенным количеством ячеек, из которых в нужный момент подается вода. Причем пиксельные дырочки запрограммированы так, что могут открываться в определенном порядке. В результате получаются водяные изображения причудливых фигур, растений, животных — как на традиционной мексиканской вышивке отоми.
Самый романтичный номер шоу — выступление воздушного гимнаста Стивена Брайна.
На ремнях-лианах под струями воды он спускается к бассейну, где встречает свое животное-тотем — ягуара (мексиканские поверья) и приручает его.
Перед каждым выступлением артиста покрывают "татуировками" — водоотталкивающим гримом.
Девушки несут на подносах горящие свечи, сцена усыпана бархатцами — цветами, которыми в Мексике на День мертвых украшают могилы предков. А затем прожектор высвечивает исполнителя "Танцующего каучука" Алексея Голобородько, которого считают самым гибким человеком в мире.
Если время тренировки застает его в аэропорту, делает растяжку прямо в зале ожидания.
"Не потому, что я должен, просто это мой стиль жизни. Тренировки занимают от трех до пяти часов в день, плюс разминка перед выступлением 40-45 минут", — рассказывает он.
И завершающий номер — "Русские качели".
"Зрителям кажется, что мы делаем очень опасные прыжки. На самом деле нас учат падать, группироваться, выходить из непредвиденной ситуации", — говорит его участница Татьяна Юркавец.
Самые сложные — двойные сальто с полутора винтами (акробат крутится вокруг собственной оси) с качелей на качели — исполняет Сергей Черкасов.
В конце спектакля артисты собираются за огромным пиршественным столом, поют и танцуют. Потом внезапно гаснет свет, а когда вновь зажигается — на сцене остается только клоун.
Он оглядывается по сторонам и понимает: все это был сон, мираж, игра воображения.