МОСКВА, 12 окт — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Коньки и санки, фейерверки и хороводы, а еще свистульки и игры-"ходилки" — в России знали толк в забавах. Всему, что связано с весельем, посвящена открывшаяся в Историческом музее выставка "Час потехи". О том, почему катание с горки на санках заменяло общение на сайте знакомств, каким должен был быть настоящий фейерверк и из-за чего президент попал в современный раек, — в материале РИА Новости.
Шутка — огонь
"Четыреста лет назад скоморохи перед Рождеством бегали по улицам с факелами и потешались тем, что поджигали бороды у прохожих. А если кто-то этого не хотел, должен был откупиться, — рассказывает куратор выставки Наталия Каргополова. — При этом сами шуты свои бороды мазали медом — так они не загорались".
Как поясняет Наталия, это продолжалось вплоть до Петра Первого, который, конечно, тоже не был большим любителем бород, но продвигал другую забаву — фейерверки. Кстати, опытные "повелители огня" тех времен считали, что в правильном шоу не может быть ни одного повторяющегося элемента.
Настольные игры на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве
"Именно с Петра государство берет развлечения под надзор", — продолжает эксперт.
«
Не зря именно Петр высказал мысль, с которой потом согласилась и Екатерина Великая, — что народ, который поет и танцует, зла не помнит.
Посетитель на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве
В музее на потолке в темном зале с фейерверками — непрерывные разноцветные залпы, которые удобно разглядывать, лежа на огромном круглом диване. Это для тех, кто устанет петь и танцевать.
Зима ближе некуда
"Больше всего любили кататься на горках, обычно парами, — говорит Наталия. — Девушки выстраивались в очередь в ожидании приглашения, молодые люди поднимались на вершину горы и скатывались на маленьких санях. Как правило, катания заканчивались поцелуем".
Действительно, санки в витрине больше похожи на детские. Чтобы скатиться на них двум взрослым, точно пришлось бы крепко обняться.
Этот аналог сайта знакомств требовал немалых усилий. Где-то заливали естественные склоны, но часто приходилось строить горки высотой до 30 метров. Ставили аттракцион сразу на всю зиму, для скрепления при заливке льда использовали коровий навоз.
Маскарадные сани Екатерины Великой
Любили кататься и аристократы, но не на санках, а на санях: например таких, как у Екатерины Великой (у нее были маскарадные — украшенные скульптурами амуров и богини мудрости Минервы, с которой императрица себя ассоциировала).
Загадочные кожаные шары
Как играть всеми игрушками, представленными на выставке, — "ходилками", свистульками, в том числе той, которая в виде императора Николая II с птицей подмышкой, а также миниатюрными блюдами пасхального стола, — известно. Даже понятно, почему у 200-летнего деревянного велосипеда нет педалей (приходилось отталкиваться ногами). Но в археологическом отделе выставки есть и загадка: кожаные новгородские мячики XII-XIII веков.
Кожаные новгородские мячики, XII-XIII век, коньки из кости
"Мы уверены, что это не ритуальные предметы, они были для забав, — отмечает Каргополова. — Я однажды видела, как молодые люди перебрасывались очень похожими мячами, — не исключено, что и с нашими играли так же".
Как играть в горелки
Посетитель на выставке "Час потехи" в Государственном историческом музее в Москве
"Вокруг так много всего интересного про игры, что начинаешь перебирать в голове какие-то свои детские забавы, те же горелки. Жаль, правила забылись", — признается один из первых посетителей выставки.
Приходите в музей, вас научат! Для начала в горелках определяют вожака. Он становится впереди всех, при этом ему запрещается оглядываться. Остальные выстраиваются друг за другом позади парами. Игра начинается с того, что все поют: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло..."
© Предоставлено пресс-службой ГИМ
Передвижная выставка картин в Москве. Горелки. Г. Д. Алексеев. Конец XIX — начало XX века
В это время вожак обязан посмотреть на небо, а последняя пара расходится: один — налево, второй — направо. Поравнявшись с ведущим, участники бегут вперед, стараясь схватиться руками. Он же должен им помешать любой ценой. Если вожаку удастся коснуться кого-нибудь, он образует с пойманным новую пару. Песенку начинают петь уже новому ведущему. Игра продолжается, пока не надоест.
Тысяча кур и потешные панорамы
К какому-то моменту выбор развлечений в России и особенно в столице стал настолько огромным, что потребовалась реклама. Фигурами женщины-Зазывалы и ее антагониста мужчины-Вышибалы заманить можно было разве что в трактир. Афиши же приглашали к более утонченному досугу. Те, что представлены на выставке, предлагают смотреть полет на воздушном шаре или фильм "Зеленый паук", поучаствовать в празднике цветов на ипподроме, пойти в цирк Дурова с участием тысячи кур и петухов — и не только.
Фигура кабатчицы, последняя четверть XIX века
В продвижении не нуждался раек, или потешная панорама — ящик с передвижными картинками, часто с богатырями и иноземными воинами, показ которых на ярмарке сопровождался различными прибаутками. Его считают прародителем современного телевизора, ведь именно он помогал узнать новости, а порой и сплетни.
На выставке "Час потехи" есть один такой ящик с двумя "передачами": про богатырей для детей и про Путина с Медведевым — для взрослых (современный лубок в исполнении художника Эдуарда Галкина). Очередь выстраивается большая — а те, кто ждет, могут выучить смешные коротенькие стихи, которые когда‐то выкрикивали на площадях и улицах, или детские считалочки (вроде "Вышел месяц из тумана" или "На златом крыльце сидели").