В настоящее время на законодательном уровне рассматривается идея регулирования комиссии за безналичные расчеты с использованием банковских карт. О том, как это может повлиять на рынок, о динамике ставок в сфере эквайринга, а также о новых инициативах в этом сегменте второго по активам российского банка в интервью РИА Новости рассказал вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек.
- В начале этого года глава Центробанка Эльвира Набиуллина выразила озабоченность высоким уровнем монополизации в сфере эквайринга. Как распределяется рынок среди российских банков? Какую долю контролирует ВТБ?
- Лицензию эквайринга имеют около 500 российских банков, но по большому счету рынок консолидирован между несколькими игроками. По информации платёжных систем, наша доля по итогам 2018 года составляет 14%. Помимо ВТБ ключевыми игроками в данном секторе являются еще три крупных банка, а также крупнейшая в России независимая процессинговая компания.
- Могли бы рассказать, из чего складывается тариф эквайринга?
Основную долю, порядка 95%, составляет интерчейндж – то, что банк отдает платежным системам для перечисления банку-эмитенту карты. Кроме того, платежные системы удерживают еще процессинговую составляющую - FEE (комиссия платежных систем – прим. ред.). Остальные 3-4% - это стоимость самого оборудования и сервиса: компенсация амортизации терминалов, процессинговых услуг, обслуживания сетей. При этом если магазин приобретает оборудование самостоятельно, то он может рассчитывать на скидку 0,05 - 0,1 п.п. к тарифу. Раньше она могла быть и больше, но в последнее время вырос средний оборот на терминал и интерчейндж, а оборудование, наоборот, подешевело, и его удельный вес в комиссиях снизился.
- Какой в среднем тариф у ВТБ в этой сфере?
На самом деле, он невелик. Для продуктового ретейла наш тариф составляет 0,7 - 0,8%, для малых продуктовых сетей – 1,2 - 1,4%, для непродовольственной торговли – 1,6-1,8%, для интернет-эквайринга – 1,8 - 2%. Также мы предоставляем пакетные услуги для малого бизнеса, когда эквайринг идет в комплексе с РКО (рассчетно-кассовым обслуживанием – прим. ред.). В таких случаях у нас действует единая ставка - 1,6%, что ниже среднего рыночного показателя в 2%.
- Считаете ли вы размер ставки эквайринга завышенным и необходимо ли законодательно регулировать ее? Если да, то к чему это может привести?
Если сравнивать с зарубежными рынками, то есть примеры как более высоких, так и более низких ставок. На мой взгляд, текущие тарифы – результат рыночной эволюции. Они появлялись, менялись в конкурентной среде – какие-то росли, какие-то уменьшались. Например, достаточно качественное снижение наблюдалось в ретейле, когда были введены специальные программы, и для крупных торговых сетей стала доступна ставка 0,5 - 0,6%.
В процессе законодательных изменений важно не допустить обратный эффект и не затормозить развитие безналичной сферы. Эту тенденцию мы наблюдали в 2015 году, когда в Европе ввели такие ограничения. Средняя ставка, действительно, стала ниже, но и переток расчетов в "безнал" остановился. По данным международной отчетности, если у России динамика по переходу в безналичный оборот составляет 4 - 5% в год, то в европейских странах движение не превышает и 1%. К слову, мы уже обгоняем Европу по доле безналичных расчетов, а в будущем будем отрываться еще сильнее. Также обратным эффектом регулирования стало появление платных услуг для физлиц: выписки, минимальные операции по счету, открытие карты и пр.
- Приведет ли снижение комиссий к росту стоимости банковских услуг и/или снижению кешбэка? Как можно достичь компромисса с бизнесом?
- Как показывает практика, на тех рынках, где вводилось регулирование, банковские услуги становились платными, начиная от стоимости годового обслуживания карты и заканчивая простейшими операциями. Это заметно ухудшало привлекательность карт – менялись программы лояльности, уменьшалось начисление кешбэков и миль, а клиенты опять возвращались к наличным или держали одну карту. Это наблюдения, которые подтвердились на западных рынках.
Но компромиссы возможны. В нашей практике есть случаи, когда мы совместно с компанией вели переговоры с платежными системами о специальных тарифах. Соглашения удалось добиться, так как мы разработали программу для популяризации приема карт: провели дооснащение всей инфраструктуры, при которой терминалы предлагались как первый способ оплаты. Мы расположили их перед кассовым аппаратом, в ближайшей зоне видимости покупателя. После этого доля безналичных покупок сразу выросла на несколько процентов в течение одного месяца.
Помимо этого мы всегда охотно реагируем на предложения платежных систем о создании совместной программы лояльности. Это частая ситуация для ресторанов, когда, например, оплата премиальной картой предполагает получение скидки от 10 до 20%, что сильно мотивирует клиента к безналичной оплате.
- Карты каких платежных систем вы подключили к своей эквайринговой сети за последнее время?
- В прошлом году мы закончили roll-out (открытие сети – прим. ред.) для карт American Express и China UnionPay. А также подключили новый некарточный метод - кошельки Alipay. Теперь туристы из Китая могут своими смартфонами оплачивать покупки в большом сегменте нашей сети, и мы продолжим развивать это направление. Какие-то новые системы подключать сейчас нет необходимости, поскольку набор из пяти текущих – "Мир", MasterCard, Visa, China UnionPay, American Express, плюс кошелёк Alipay - это вполне конкурентный набор по сравнению с другими эквайерами. Он закрывает более 99% трафика на российском рынке безналичных расчетов. Более того, осязаемого объема альтернативных карт на рынке просто нет.
- Месяц назад Visa повысила лимит платежей по картам без введения пин-кода до 3 тысяч рублей. Вы ранее заявляли, что поддерживаете это повышение. На какой стадии внедрение обновления?
- Мы сразу же провели все необходимые настройки и реализовали эту функцию. Надеюсь, что вскоре все банки это тоже сделают, чтобы у клиента было одинаковое восприятие, и он не задумывался, где должен, а где не должен вводить пин-код. На самом деле, даже предыдущий лимит на 1 тысячу рублей закрывал основную потребность, так как средний чек на рынке составляет 800 рублей. Но мы понимаем, что есть пласт оплат над ним, и мы заинтересованы, чтобы эта планка была выше. Это нововведение снимает барьеры: как минимум, не нужно помнить пин-код, к чему общество стремится прийти в ближайшее время. Ведь автоматизированные платежи с помощью смартфонов постепенно отучают людей пользоваться пин-кодом, заменяя его на FACE ID или Touch ID.
- Visa также сообщила, что планирует внедрить новый способ безналичной оплаты, при котором предприниматели смогут использовать в качестве платежного терминала мобильный телефон. Вы, в свою очередь, говорили, что тестируете подобный сервис самостоятельно. Можете рассказать о нем подробнее?
- Действительно, существует прототип такого сервиса, и мы анализируем, как можем упростить бизнес-процесс для клиентов. Основная цель – уйти от использования лишнего оборудования и заменить его на приложение в смартфоне. Это будет интересно курьерским службам, такси, индивидуальным предпринимателям. Пока что по требованиям платежных систем мы вынуждены физически контактировать по эквайрингу с клиентом, рассматривать документы юрлица, регистрировать его и так далее. Поэтому мы ищем компромиссный вариант, при котором, не нарушая никаких норм, можно упростить все эти процедуры. В этом случае установка приложения на смартфон – отличное решение, так как это уже привычный для общества сервис. Если вы, совершив пару действий в своем девайсе, сможете через несколько минут принимать оплату, то это, конечно, будет рывок.
- ВТБ начал эквайринг турникетов на всех станциях московского метро и занимается обеспечением безналичной оплаты в кассах и автоматах. Насколько для вас значим это проект? И чем он интересен для москвичей?
- ВТБ начал сотрудничество с Московским метрополитеном несколько лет назад. Этой весной мы завершили масштабный проект по модернизации турникетов. Обеспечили их оборудованием для безналичной оплаты проезда как банковскими картами, так и другими устройствами с бесконтактной технологией. Теперь на всех станциях минимум два турникета в каждом вестибюле оснащены такими ридерами. Мимо пройти невозможно – они оклеены специальными стикерами. Мы долго работали над скоростью транзакций, потому что конкурировать с "Тройкой", которая открывает турникеты моментально, нелегко. Ведь если авторизация по банковской карте будет длиться 5-6 секунд, для пассажира это уже долго. Сейчас процесс оплаты проезда и открытия турникета занимает максимум 2 секунды, но наша цель – довести его до одной.
Главное преимущество для пассажиров – теперь можно совершить поездку, не покупая билет в кассе. Для этого достаточно приложить банковскую карту с функцией бесконтактной оплаты к считывающему устройству турникета. Также можно провести транзакцию с помощью браслета, смартфона и часов, поддерживающих платежные сервисы Samsung Pay, Apple Pay или Google Pay. После этого со счета клиента спишется сумма, эквивалентная стоимости поездки в метро. Еще одно удобство этого нововведения – это минус одна карта в кошельке. Для тех, кто ездит эпизодически, "Тройка" уже точно будет не нужна: билет на одну поездку стоит 55 рублей, по банковской карте – 42 рубля, что на треть дешевле. Но если вы платите за проход картой с программой лояльности с кешбэком в 5%, то вам вернутся 2 рубля. Соответственно, стоимость уже будет составлять 40 рублей, что совсем приближено к тарифу "Тройки" – 38 рублей.
- А в чем ваш интерес в этом проекте?
Прежде всего – рост оборота. Но главное, проект приучает людей расплачиваться картой постоянно. Раньше они использовали ее для крупных покупок, позже, когда терминалы появились в магазинах у дома, стали оплачивать каждый товар. А внедрение платежей картой за транспортные услуги фактически приведет к тому, что она будет использоваться постоянно. Особенно, если она привязана к смартфону. В настоящее время это сильный драйвер безналичных платежей, который отдаляет клиента от наличного поведения, что полезно для всей экономики. Это подтверждает статистика прошлого года – платежи с помощью смартфона уже составляют 17% безналичных операций. Такая доля была набрана с нуля чуть больше чем за год.
- Расскажите про сервис приема наличных на карты сторонних банков в сети банкоматов ВТБ?
- В апреле мы запустили эту услугу в своих банкоматах. Теперь клиенты абсолютно всех российских кредитных организаций смогут внести наличные на свой счет через устройства самообслуживания в отделениях ВТБ.
Немногие банки это делают, потому что, как правило, все стремятся развивать сети именно для своих клиентов. Но какое-то время назад мы заметили, что нагрузка на сеть банкоматов падает. Это связано как раз с тенденцией перетока в безналичную оплату, соответственно, операций с наличными становится меньше. Я говорю и о снятии, и о внесении. Пользователи уже нашли способы делать это без получения купюр на руки, например, совершая переводы p2p. Первое, что мы сделали – предложили хорошие условия для снятия денежных средств, а также подняли лимит на выдачу наличных до 100 тысяч рублей для клиентов других банков. Это очень редкое предложение на рынке. Соответственно, следующим логичным шагом стал запуск сервиса внесения средств на карты сторонних банков. Если возникла какая-то потребность (забыл внести ипотечный платеж или необходимо просто пополнить карту), клиенту уже не нужно искать устройство своего банка. Большинство банкоматов в основном поддерживают только функцию выдачи. Наша же сеть заметная, качественная, на прием средств у нас работает почти 7 тысяч устройств.
- А комиссия за эту услугу есть?
- На старте пока что клиенту придется платить за услугу. Комиссия при внесении наличных для владельцев карт VISA и Mastercard составляет 1% (минимум - 20 рублей), для карт "Мир" услуга предоставляется бесплатно. Главная цель проекта – обеспечить качественный сервис, который гарантирует практически мгновенное поступление средств. Поэтому мы готовы сделать его полностью бесплатным и уже ведем переговоры с другими банками о такой возможности. Мы пытаемся достичь договоренности, по которой комиссию будет принимать на себя банк, на чью карту вносятся деньги. У нас подобная практика есть по выдаче: клиенты не платят за получение средств. Интерес обоих банков в том, что эта функция позволяет им не инвестировать в развитие сети. Людям сервис все еще нужен, а развивать и содержать сеть дорого. Поэтому, если компромиссы возможны, все с удовольствием это делают. По внесению мы ожидаем того же: с ключевыми игроками придем к соглашению о том, что клиент сможет вносить купюры бесплатно. Пока же мы о взимании комиссии уведомляем на экране банкомата, что всегда дает возможность отказаться от проведения операции.