МОСКВА, 7 мая — РИА Новости. Следственный комитет рассматривает несколько версий катастрофы с Sukhoi Superjet 100, сгоревшим в аэропорту Шереметьево вечером пятого мая. Среди них — недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия. При этом в СМИ появилась информация, что причиной трагедии стали ошибки летчиков.
Открытое окно и невыключенные двигатели
РБК со ссылкой на сотрудников СК и Росавиации сообщил о том, что пилоты SSJ-100 после посадки открыли боковое окно кабины, что косвенно привело к распространению пламени в хвостовую часть лайнера. Действия летчиков могли усилить тягу воздуха и скорость горения.
Двигатели самолета работали вплоть до того момента, как их потушили, что тоже могло способствовать распространению огня, говорится в статье.
Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники, близкие к расследованию, пилоты превысили путевую и вертикальную скорость снижения самолета, что привело к дополнительным трудностям для приземления. Из-за так называемых "прыжков" шасси продавили баки с горючим, что вызвало возгорание двигателей. Кроме того, из-за неизрасходованного топлива самолет выполнял посадку с максимальной массой.
Сложность приземления была вызвана и отказом автоматического режима управления. Как отмечает издание, в ручном режиме "отключаются такие важные при посадке функции, как автоматический контроль минимально допустимой путевой скорости машины, перегрузок или предельно допустимых углов атаки".
В интервью "Коммерсанту" ряд специалистов указали на неверные действия экипажа — решение лететь через грозовой фронт и слишком скорое приземление с остатками топлива.
Жесткий удар о полосу
При этом заслуженный пилот России Юрий Сытник в интервью "Говорит Москва" заявил, что открытое окно не могло отразиться на масштабах возгорания.
"Там такие разрушения были, что и без этой форточки тяга была — дай боже, потому что там пробит фюзеляж, разрушено крыло. Естественно, там воздух был подсосан", — пояснил собеседник радиостанции.
Он отметил, что именно работающие двигатели раздували пламя.
По мнению Сытника, главной ошибкой экипажа стало допущение удара самолета о полосу с большой вертикальной скоростью.
"Дальше нужно было принимать решение либо об уходе на второй круг, либо задержать штурвал и добрать в момент второго касания. Он (пилот. — Прим. ред.) отдает ручку полностью от себя, но самолет опускается и начинается прогрессирующий "козел". Последующее касание — в полтора-два раза всегда сильнее перегрузка, чем при первом касании", — цитирует его "Говорит Москва".
"Они не заслуживают, чтобы их судили"
Отец командира экипажа пилот Александр Евдокимов призвал не винить своего сына в недостаточной квалификации.
"Денис был командиром Ил-76, он подполковник запаса, потом работал вторым пилотом, потом —командиром воздушного судна. Много лет он летал на Boeing, потом перешел на SSJ-100", — рассказал мужчина РЕН ТВ.
По его словам, ни одному пилоту не приходилось производить посадку лайнера с таким весом и таким количеством горючего в баках.
Евдокимов отметил, что его сын до последнего оставался на SSJ-100 и пытался помочь.
"Он летает и летал прекрасно. Не заслуживают они, чтобы их осудили", — считает мужчина.
На данный момент Денис Евдокимов проходит лечение в НИИ имени Склифосовского. Он отравился продуктами горения.
Катастрофа с SSJ-100
В воскресенье пятого мая самолет компании "Аэрофлот" Sukhoi Superjet 100 совершил вынужденную посадку в аэропорту Шереметьево после 28 минут полета. Лайнер направлялся из Москвы в Мурманск.
Во время приземления у самолета подломились стойки шасси, загорелись двигатели, затем огонь перекинулся на всю хвостовую часть.
В результате трагедии погиб 41 человек. Выжить удалось 33 пассажирам и четырем членам экипажа.
СК возбудил уголовное дело.
Ространснадзор внепланово проверит "Аэрофлот", Шереметьево и Госкорпорацию по организации воздушного движения.