МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. В Москве на 92-м году жизни в реанимации одной из столичных больниц скончалась Элина Быстрицкая. Прощание предварительно запланировано на понедельник и состоится в театре. Актриса предпочитала театральную сцену съемкам в фильмах, но зрители ее знают в первую очередь благодаря ролям в кино. РИА Новости вспоминает самые яркие экранные образы народной артистки СССР.
Обладавшая природной красотой и благородством, Элина Быстрицкая делала любой фильм незабываемым. В ней были стать, внутренняя сила, воля, энергия и одновременно настоящая женственность и красота.
«
Ей ничего не нужно было придумывать и изображать — все уже было заложено в ее личности. Именно поэтому ее героини на сцене и экране были такими подлинными и естественными.
Дочь врачей, Элина Быстрицкая готовилась пойти по стопам родителей. Театр тоже был в ее жизни всегда, но в семье не воспринимали это увлечение всерьез.
Актриса театра и кино Элина Быстрицкая у себя дома
Когда началась Великая Отечественная, Быстрицкой было 13 лет. Ее отец получил назначение в госпиталь в небольшом городке во фронтовой полосе. Девочка решила помогать раненым, пошла на курсы медсестер, потом работала в госпитале.
После войны окончила медицинский. По настоянию отца поступила еще в педагогический, но через год бросила. И ее приняли в театральный.
Медиком она не стала, а в фильме 1955 года "Неоконченная повесть" сыграла врача. До этого уже были три роли, но именно "Неоконченная повесть" принесла настоящий успех — Быстрицкую признали актрисой года.
«
Ее партнером на съемочной площадке был Сергей Бондарчук. В картине, которая в полной мере воплощала все принципы кинематографа соцреализма, героиня Быстрицкой получилась не совсем советской.
За скромной одеждой и больничным халатом угадывались стать и красота. Остается только гадать, как выглядела бы актриса в каком-нибудь голливудском фильме с роскошными нарядами от известного модельера.
Элина Быстрицкая в фильме "Тихий Дон"
Ну а роль Аксиньи в экранизации романа "Тихий Дон" (1957) прославила ее на весь мир. О том, что Сергей Герасимов начинает съемки масштабной эпопеи, Элина Авраамовна узнала в Париже, где находилась в составе советской делегации. Приехав в Москву, сразу из аэропорта помчалась на студию.
Первые пробы провалились. Дело в том, что Аксинью Быстрицкая уже пыталась сыграть — студенткой. Она прочитала книгу Шолохова в 20 лет и с тех пор была уверена: Аксинья написана для нее. Но педагог, который слушал отрывок из романа в ее исполнении, пришел к другому выводу.
По совпадению тот же отрывок вручил актрисе Герасимов на кинопробах. В итоге Быстрицкая уехала ни с чем в Вильнюс, где тогда работала. Но спустя какое-то время пришло еще одно приглашение. Пробы были непростыми: на роль претендовали три десятка актрис. Режиссер выбрал семерых и показал Шолохову. Писатель указал на Быстрицкую: "Вот же Аксинья!"
Элина Быстрицкая и Петр Константинов в сцене из спектакля "Старик"
Успех был невероятный, картину посмотрели 47 миллионов зрителей, Элина Быстрицкая стала кумиром целого поколения.
«
Пожалуй, и сегодня, когда говорят об этом романе, зрители в первую очередь вспоминают ее — настоящую донскую казачку на экране.
Элина Авраамовна снялась еще в нескольких фильмах, в том числе таких значительных, как "Добровольцы" (1958) и "Все остается людям" (1963). А потом отказывалась от предложений режиссеров, вплоть до 1990-х, когда вернулась на экран, да и то лишь в эпизодических ролях.
Актриса Элина Быстрицкая в роли Анфисы Ниловны Хлестовой в сцене из спектакля "Горе от ума"
Быстрицкая была прежде всего театральной актрисой. Более полувека она служила в Малом театре. Именно "служила" — все большие актеры воспринимают свою работу как служение театральному искусству.
Остались телеспектакли с ее участием — жанр, ушедший в прошлое. Но эти записи позволяют сегодня увидеть Элину Быстрицкую в годы ее творческого расцвета — в спектаклях "Волки и овцы", "Бешеные деньги", "Без вины виноватые".