МОСКВА, 25 апр – РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди в Великий четверг призвал православных христиан "продолжать Божественную литургию" в своей жизни через совершение добрых дел и дел милосердия, тем самым "принося дар Богу".
Накануне своих страданий Иисус Христос совершил в Сионской горнице с ближайшими учениками Тайную вечерю. Во время этой пасхальной трапезы Господь установил таинство Евхаристии (от греческого "благодарение") - причащения тела и крови Христовых. В Великий четверг, по традиции, все православные христиане стараются причаститься.
"Когда мы говорим, что это таинство благодарения, <…> мы не просто благодарим словами, умом – мы Богу приносим дар: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Господней. И мы должны ясно сознавать, что как в жизни человеческой мы одаряем друг друга дарами, особенно если хотим кого-то поблагодарить, так и в нашем отношении с Богом, когда мы хотим Господа поблагодарить, мы совершаем таинство Святой Евхаристии", - сказал патриарх после Божественной литургии в храме Христа Спасителя.
Однако, добавил он, не только совершением литургии можно благодарить Бога. Патриарх в связи с этим напомнил об одном понятии, которое появилось сравнительно недавно, в XX веке, но которое полностью соответствует святоотеческому преданию Церкви, - "что есть нечто, что можно назвать "литургией после литургии".
«
"Что же может быть после литургии? А после литургии мы должны научиться приносить дар Богу через добрые дела, оказываемые людям. Доброделание, милосердие, совершаемое в Церкви, очень отличается от тех добрых дел, которые совершаются в светском мире. Потому что мы не просто совершаем добрые дела, движимые сожалением, состраданием – мы совершаем добрые дела, продолжая Святую Евхаристию. Мы добрыми делами благодарим Господа, наши добрые дела – это служение Богу после Святой Евхаристии", - отметил патриарх.
Поэтому, сказал предстоятель, "в центре христианского милосердия всегда должна быть Божественная литургия, всегда должно присутствовать сознание приношения дара Богу, и тогда это милосердие будет принципиально иным, чем любое другое, внерелигиозное совершение добрых дел".
"Потому что, принося дар Богу через милосердие людям, мы отвечаем на Божественный дар Святой Евхаристии, на дар жизни, на дар милости, которую Господь изливает на весь род человеческий, на весь мир. И мы от имени этого человеческого рода, собранные вокруг престола Господня, приносим Ему благодарение – святую бескровную жертву тела и крови Его. Жертву, которая есть умилостивительная жертва за наши грехи и за грехи всего мира", - заключил патриарх.