МОСКВА, 16 апр — РИА Новости. Виктория Дубовская, Виктор Званцев. Сегодня, 16 апреля, Вологодский городской суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении 23-летней Варвары Карауловой, осужденной на 4,5 года за попытку сбежать в ИГ*. Девушка провела за решеткой более трех лет. Причем администрация колонии и прокуратура выступили против УДО. О том, как студентка МГУ чуть не стала террористкой, — в материале РИА Новости.
Неудавшийся побег
О Варваре Карауловой все услышали летом 2015-го, когда на сирийско-турецкой границе ее задержали сотрудники Интерпола. За десять дней до этого девушка покинула Россию, ничего не сказав ни родителям, ни друзьям.
Студентка МГУ Варвара Караулова, обвиняемая в попытке участия в деятельности ИГ, в зале Лефортовского суда Москвы
Родственники сразу обратились в полицию, а вскоре поисками занялись спецслужбы — их заинтересовала переписка, обнаруженная в компьютере Карауловой. Силовики выяснили, что девушка три года общалась в интернете с неким Айратом Саматовым — вербовщиком и боевиком ИГ*. Когда молодой человек перестал выходить на связь, она — назло ему — "вышла замуж" по скайпу за другого участника террористической организации. И отправилась в Сирию к "мужу".
После задержания сотрудники Интерпола вернули девушку в Россию, а следователи стали выяснять, кто же все-таки Караулова — жертва или пособница террористов. Сначала остановились на первом варианте, и по делу о предполагаемой вербовке Варвара проходила свидетелем. Она активно сотрудничала со следствием, давала показания. В итоге в конце июля 2015-го Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела против Карауловой.
Смена курса
Но уже осенью точка зрения следователей резко изменилась. В октябре спецслужбы задержали подозреваемых в вербовке Карауловой, после чего сама она из свидетеля превратилась в обвиняемую в подготовке преступления и покушении на организацию террористической деятельности.
По версии следствия, девушка в интернете переписывалась со сторонниками ИГ*, чтобы примкнуть к ним. Для этого она сменила фамилию на Иванову и отправилась в Сирию. Адвокаты Варвары утверждали: всю переписку она вела под контролем российских спецслужб. А отец обвиняемой и вовсе заявил, что его дочь уехала за границу только ради возлюбленного.
© Фото : АГН "Москва"/ Сергей Ведяшкин
Варвара Караулова в Московском окружном военном суде
Караулова полностью признала вину. Однако позже от всего отказалась, сообщив, что оговорила себя под давлением следователя.
Так или иначе, в конце декабря 2016-го Московский окружной военный суд признал Варвару виновной в попытке примкнуть к террористической группировке "Исламское государство"* и приговорил ее к четырем с половиной годам колонии общего режима (максимальное наказание — до десяти лет). Защита обжаловала вердикт, но безрезультатно.
Не остался в стороне и Совет по правам человека. "Вместе с членом СПЧ Елизаветой Глинкой мы неоднократно посещали Варю в СИЗО, разговаривали с ней, пытались помочь ей разобраться в себе, в драматической истории ее жизни, — говорил глава СПЧ Михаил Федотов. — По моему глубокому убеждению, Караулова — потерпевшая в деле, связанном с терроризмом, она — одна из жертв терроризма. Мы будем следить за данным делом, безусловно. Для нас эта история глубоко небезразлична, мы очень обеспокоены судьбой этой молодой девушки".
Два взыскания
В апреле 2017-го осужденную доставили в вологодскую исправительную колонию № 1. В заключении Караулова работала закройщицей на производстве, писала статьи, книги и сценарии, а также училась на юридическом факультете Московского финансово-промышленного университета "Синергия".
Она обратилась к уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой за помощью с просьбой о помиловании. Омбудсмен обещала помочь. В марте этого года ходатайство об условно-досрочном освобождении поступило в суд.
"Все объективно необходимые для этого условия выполнены, — сообщил РИА Новости отец Варвары Павел Караулов. — Варя учится в двух университетах — поощрения со стороны администрации, положительные характеристики. Возможность трудоустройства ей гарантирована".
Студентка МГУ Варвара Караулова в зале заседаний Лефортовского суда Москвы
Впрочем, у сотрудников ФСИН другое мнение. "Осужденная характеризуется отрицательно, потому что у нее два непогашенных взыскания, — проинформировали представители колонии. — Администрация учреждения считает нецелесообразным применить к ней условно-досрочное освобождение на неотбытый срок один год и десять дней".
На том же настаивали и представители прокураторы. По их словам, Караулова так и не раскаялась в совершенном преступлении.
Ходатайство рассматривали 16 апреля в Вологодском городском суде. На заседании Варвара назвала поступок, пришедший ее в колонию, главной глупостью в жизни. "Я не перестаю себя корить за содеянное, не перестаю об этом думать. Мне странно слышать, что я в этом не раскаиваюсь, — подчеркнула девушка. — Все эти три с половиной года были по-настоящему тяжелыми, может, не столько для меня, сколько для близких. Я понимаю, что больше нужна дома, чем здесь. Я хочу пойти учиться и работать. Я многое могу, только бы это будущее наступило быстрее, потому что настоящего у меня, можно сказать, нет".
В итоге суд встал на сторону Варвары и удовлетворил ее ходатайство. В ближайшие десять дней прокуратура может обжаловать это решение.
*Террористическая организация, запрещенная в России.