Рашагейт — скандальная теория заговора, которая портила жизнь Дональду Трампу на протяжении нескольких лет, постепенно умирает. Прежде всего из-за того, что расследование "заговора Трампа и Кремля", проведенное специальным прокурором Мюллером, зашло в тупик. На смену Рашагейту, как мы и предсказывали, приходит Украингейт — серия скандальных политических расследований, в рамках которых к представителям антитрамповского сегмента американского политического истеблишмента будут применены методы и стандарты, использовавшиеся в рамках "охоты на русских ведьм".
Найти среди вашингтонских оппонентов Дональда Трампа политиков и лоббистов, бравших деньги у украинцев или координировавших свои действия с украинскими властями с целью повлиять на результаты выборов 2016 года, совсем не сложно, особенно с учетом возможности опираться на практику Рашагейта, сильно понизившего стандарты, которые необходимо соблюдать, чтобы посадить какого-нибудь американского лоббиста или политтехнолога.
Первая жертва Украингейта уже зафиксирована — это влиятельный лоббист и бывший главный юрист администрации Барака Обамы Грег Крейг. Ему предъявлены обвинения в том, что он пытался скрыть свою деятельность в качестве агента влияния некоего "украинского олигарха" и администрации Виктора Януковича еще в 2012 году. Главному юристу администрации Обамы грозит тюремное заключение до десяти лет, но американских политических экспертов беспокоит не его судьба, а то, что теперь фактически объявлена охота на тех, кто брал украинские деньги (зачастую в качестве "политической крыши"). Более того: сам факт предъявления уголовного обвинения Крейгу, влиятельнейшему вашингтонскому игроку, который всегда был, что называется, "выше любых законов", воспринимается как признак того, что старые правила игры больше не работают и больше нет тех, кто будет всегда неприкосновенным независимо от политических перипетий и количества совершенных правонарушений.
Дело Крейга воспринимается как эдакий пробный камень и демонстративная месть американского президента. Важную фигуру вашингтонской политической тусовки, скорее всего, посадят в тюрьму по обвинению, которое звучит ровно так же, как обвинение, из-за которого за решеткой оказался политтехнолог Трампа Пол Манафорт. Причем документы, факты и показания, использовавшиеся в уголовном деле, добыты в рамках расследования спецпрокурора Мюллера против Дональда Трампа. Только Мюллер возможность предъявить обвинение важному лоббисту Демократической партии проигнорировал, а новый "протрамповский" генеральный прокурор Уильям Барр использовал на полную катушку.
Можно легко указать несколько следующих вероятных целей атаки этого нового генпрокурора. Украингейт будет, скорее всего, распространяться вверх и вширь, постепенно задевая все больше представителей Демократической партии. Промежуточной целью этой серии расследований, вероятно, станет экс-вице-президент США и возможный кандидат в президенты США от Демократической партии Джо Байден, у которого со времен украинского Майдана сформировался целый пакет уязвимостей.
Если об американских политиках обычно говорят, что у них есть скелеты в шкафу, то в случае мистера Байдена шкаф со скелетами находится где-то в Киеве, а его личные скелеты одеты в модные вышиванки и пахнут природным газом, который добывает на Украине компания "Бурисма", связанная с экс-вице-президентом США кровными узами, причем в самом прямом смысле этого слова.
Судя по некоторым косвенным признакам и материалам, опубликованным за последние несколько недель, пиар-аспект Украингейта поручен главному "медийному киллеру" — вице-президенту медиакомпании The Hill Джону Соломону, который специально собирает "украинский компромат" на политиков и чиновников, близких к Хиллари Клинтон и Демократической партии, а также лично работает с украинскими официальными лицами, готовыми содействовать посадкам врагов Трампа.
Если посмотреть на список направлений, по которым мистер Соломон разрабатывает Украингейт, получается довольно интересный набор. Во-первых, в одном из материалов он утверждает, что есть информация о неких "контактах между фигурами Демократической партии в Вашингтоне и украинскими чиновниками, которые включали в себя передачу "грязи" на Дональда Трампа". Это уже прямое иностранное вмешательство в американские выборы — то есть то самое преступление, в котором обвиняли Россию.
Во-вторых, Соломон сообщает: "Финансовые данные показывают, что украинская газовая компания направила более трех миллионов долларов на американские счета, связанные с Хантером Байденом, младшим сыном тогдашнего вице-президента Джо Байдена, который в администрации Обамы управлял отношениями США и Украины. Сын Байдена работал в совете директоров украинской газовой компании Burisma Holdings". И продолжает: существуют "записи, что вице-президент Байден оказал давление на украинских чиновников в марте 2016 года, чтобы уволить прокурора, наблюдавшего за расследованием действий Burisma Holdings и планировавшего взять у Хантера Байдена показания о денежных переводах".
Следует учитывать, что в США действует так называемый Foreign Corrupt Practices Act — "Закон о коррупции за рубежом", по которому подобные денежные трансферы могут считаться взятками за "политическую крышу". Уголовная ответственность за нарушение этого закона предусматривает тюремное заключение сроком до 20 лет.
До недавнего времени в США соблюдался принцип "ворон ворону глаз не выклюет", по которому закон не использовался для внутриполитической борьбы, ибо по большому счету получение денег из колоний — главный бизнес американских чиновников как из демократических, так и из республиканских администраций. Однако после Рашагейта (сулившего Трампу и его семье тюремное заключение) и отправки за решетку Пола Манафорта (тоже получавшего "украинские деньги") никаких неформальных ограничений больше нет — и именно это вызывает серьезное беспокойство политических оппонентов американского президента.
Ирония судьбы: американские политики, активно боровшиеся за Майдан, вполне могут оказаться за решеткой из-за денег, полученных благодаря своим киевским успехам.
Вряд ли это отучит американских чиновников от практики организации "цветных революций", но на эффективность внешней политики Белого дома в других странах третьего мира развернувшийся Украингейт повлияет: риск угодить в американскую тюрьму вместе с политическими покровителями — весомый аргумент в пользу того, чтобы разумные политики даже очень недоразвитых стран держались подальше от "печенек Госдепа".