Культура

Не только "Крик". Пять фактов об Эдварде Мунке и его выставке в Третьяковке

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЭдвард Мунк "Крик", 1893 год
МОСКВА, 16 апр — РИА Новости, Анна Кочарова. В Третьяковской галерее открывается беспрецедентная выставка Эдварда Мунка, известного во всем мире прежде всего по картине "Крик". В России в таком объеме норвежского экспрессиониста показывают впервые: из музея Осло привезли около 70 живописных и более 30 графических работ. Куратор Татьяна Карпова рассказала РИА Новости о том, что нового этот проект откроет зрителю.

Шедевр, затмивший художника

"Картина "Крик" затмила своего автора, — говорит Татьяна Карпова. — Она стала частью массовой культуры, воспринимается как клише". Художник создал несколько вариантов этого шедевра в разных техниках, есть ранние версии, где на переднем плане изображены люди.
"Это символ ужаса, — продолжает куратор. — Мы видим некое существо, извивающееся, как червяк. У него есть только глаза и открытый рот. Кричит сама природа, а человек закрывает уши от этого звука".
Илья Репин и "женщина-пылесос": каким был художник в работе и личной жизни
Считается, что на художника произвела огромное впечатление перуанская мумия, которую он увидел на Всемирной выставке в Париже. А багровый закат, изображенный на картине, якобы был вызван извержением вулкана.

"Но кровавые закаты можно наблюдать над Осло-фьордом и безо всяких вулканов. Сам Мунк писал, что во время прогулки с друзьями он увидел красные облака. Спутники ничего не заметили, а он услышал страшный крик природы. Но не надо забывать, что у каждого художника свои источники вдохновения", — отмечает куратор.

"Фигура, полная ужаса, пытается защитить себя от крика, который давит и надвигается, — объясняет искусствовед. — Эта работа — конечно, предчувствие. Мунк ненавидел войны, хотя среди его друзей были те, кто их приветствовал. Он воспринимал Первую мировую как войну гражданскую и не понимал, как европейские страны могут воевать между собой".

Массовые тиражи

Интересно, что массовое распространение картина получила задолго до эпохи интернета и во многом благодаря самому художнику. "Мунк решил овладеть печатными техниками, учился этому в Германии у того же художника, что и Валентин Серов, — рассказывает Татьяна Карпова. — У него был свой печатный станок. И он прекрасно понимал, что картины слишком дороги в отличие от графических листов. К тому же иногда ему было удобнее делать графические выставки".
© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЭдвард Мунк. "Брошь. Ева Мудоччи", 1903
Эдвард Мунк. "Брошь. Ева Мудоччи", 1903
Распространяя графику, художник популяризовал сюжеты своей живописи и достигал коммерческого результата. С другой стороны, он оттачивал сами сюжеты, освобождаясь от деталей, оставляя только самое главное. Мунк печатал прежде всего "Крик", "Страх", "Меланхолию" — сохранилось более 15 тысяч оттисков. В основном они хранятся в музее Мунка в Осло, с которым Третьяковка и организовала выставку.

Светлые пейзажи

Из-за "Крика" многие считают Мунка художником весьма мрачным. Но это, подчеркивает Татьяна Карпова, заблуждение. "На втором этаже нашей выставки — пейзажи, очень светлые. По словам самого Мунка, он занялся творчеством, чтобы выйти к свету и помочь выйти к свету другим", — отмечает куратор.
© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЭдвард Мунк. "Танец жизни", 1925
Эдвард Мунк. "Танец жизни", 1925
На окраине Осло (во времена Мунка — Кристиании) у художника был дом, яблоневый сад из четырех сотен деревьев и теплицы. "Он был обязан заниматься хозяйством, поддерживать все в должном состоянии, поскольку это было садовое товарищество", — говорит Татьяна Карпова.

"Он жил там посреди прекрасной природы, — рассказывает куратор. — А совсем недалеко — Осло-фьорд с его потрясающими видами, где он тоже писал пейзажи".

Художник с удовольствием делал и портреты тех, кто приезжал к нему в гости. Он называл друзей ангелами-хранителями. "О нем иногда думают как о человеке отстраненном и эгоистичном, — продолжает искусствовед. — Мунк, конечно, оберегал свое личное пространство, необходимое для творчества, но он был очень привязан к друзьям, многим материально помогал".

Алкоголизм и "токсичные" женщины

"Художник страдал разными зависимостями, однако смог это преодолеть. Много пил и курил, был заядлым игроком в карты, — перечисляет Татьяна Карпова. — В какой-то момент дошел уже до такой степени агрессии, что чуть не застрелил приятеля. Осознав, что ему нужна помощь, восемь месяцев лечился от алкоголизма в клинике доктора Якобсона в Дании. Кстати, потом Мунк переживал, будут ли его картины, написанные после лечения, так же хороши. Но избавление от зависимости не повлияло на качество живописи".
© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЭдвард Мунк. "Две женщины на берегу", 1898
Эдвард Мунк. "Две женщины на берегу", 1898
Сам мастер признавался, что еще он излечился от "токсичных" женщин. В молодые годы у него был роман с богатой молодой норвежкой Туллой Ларсен. Эта история, полная ревности, разрывов и возвращений, закончилась печально: во время выяснения отношений прозвучал выстрел, пуля покалечила левую руку художника.

"Женщины преследовали Мунка, его называли самым красивым мужчиной в Норвегии, что было правдой, — делится подробностями куратор выставки. — Но он сделал выбор в пользу творчества".

"У него не было семьи и детей, — рассказывает Татьяна Карпова. — Он считал, что не имеет права передавать наследственные заболевания потомкам, а в его семье были и душевные недуги, и туберкулез. Сам он в детстве и юности не раз побывал на грани жизни и смерти. Практически все в его семье умерли довольно рано, только он дожил до 80 лет".

Художник, который делал селфи

Особый раздел выставки — фотографии художника. "У него был фотоаппарат Kodak, показываем знаменитые "селфи" Мунка. Он фотографировал себя с вытянутой руки или ставил камеру на штатив. Снимался на улице в полный рост, есть обнаженные фотографии, сделанные на пляже, есть снимки его сада со скульптурами".
© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиЭдвард Мунк. "Вампир", 1895
Эдвард Мунк. "Вампир", 1895
Куратор уточняет, что художник любил посылать фотографические открытки друзьям: на снимке он наносил пером рисунок и добавлял фигуры. Такой коллаж тоже представлен на выставке.
"У него был непростой творческий путь, — заключает Татьяна Карпова. — Он получал стипендии, на которые жил во Франции и Берлине. Но выставки в Норвегии проваливались, пресса его просто уничтожала. Художника не понимали и не принимали. Тем не менее он был очень упорен, при поддержке друзей и почитателей его таланта постоянно устраивал выставки в Берлине, Копенгагене, Праге и в конце концов получил признание на родине".
МИА "Россия сегодня" выступает информационным партнером выставки.
Рекомендуем