МОСКВА, 11 апр - Проект "Россия-Китай: главное". Участие в проектах инициативы "Один пояс, один путь" поможет странам Центральной Азии запустить новые производства и новые центры развития, создать новые рабочие места, что немаловажно для густонаселенного региона Центральной Азии, считает заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Елена Кузьмина.
В Пекине 26-27 апреля пройдет 2-й Форум международного сотрудничества "Один пояс, Один путь", в котором примут участие представители многих стран Центральной Азии.
По словам эксперта, для большинства стран Центральной Азии в рамках китайской инициативы важны прежде всего транспортные проекты. В их числе автомагистраль "Западная Европа – Западный Китай", железнодорожные проекты "Север – Юг", Центральный коридор Трансазиатской железной дороги и "Чуньцин – Дуйсбург". В этих транспортных коридорах задействованы все страны региона.
«
"Казахстан свои дороги строил на национальные средства с привлечением ряда китайских кредитов. Сейчас такую же политику проводит Узбекистан. А Кыргызстан и Таджикистан, беднейшие страны региона, строят свои дороги в основном на китайские кредиты", - сказала эксперт.
По ее словам, участие в китайской инициативе "Один пояс, один путь" способствует экономическому развитию стран региона. "Мировая практика показывает, что вдоль дорог всегда возникают новые производства и новые центры развития", - пояснила Кузьмина.
Также важнейшим проектом для региона является газопровод "Китай - Центральная Азия" (ветки А, В, С), отмечает эксперт.
"В нем пока задействованы только три страны – Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Речь идет о разработке всего комплекса ТЭК, от разведки и добычи до транспортировки природного газа. Это позволяет развиваться также сопутствующим отраслям: нефте- и газохимии, переработке сопутствующих природных материалов и так далее. А это новые рабочие места, что немаловажно для густонаселенного региона", - сказала Кузьмина.
Эксперт отмечает, что китайские инвесторы также участвуют в проектах на каскаде Cарыджазских и Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане, возведении угольных теплоэлектростанций, в реконструкции Уч-Курганской ГЭС и ТЭЦ в Бишкеке. В Таджикистане Пекин ограничивается проектами на внутренних реках и сооружением ЛЭП: ГЭС "Нурабад-1" на реке Хингоб (650 миллионов долларов), угольная ТЭЦ в Душанбе (400 миллионов долларов), модернизация ЛЭП "Север – Юг" и "Лолазор – Хатлон" (61 миллион долларов). С Узбекистаном подписан договор о сотрудничестве, предполагающий создание малых и средних ГЭС в стране стоимостью 2,7 миллиарда долларов.