Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара.
Подводная лодка была спроектирована в ЦКБ 18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин") в 1966-1974 годах. Это был опытно-экспериментальный проект 685 "Плавник".
Постройка АПЛ К-278 началась 22 апреля 1978 года на судостроительном предприятии "Севмаш" в Северодвинске и была закончена в 1983 году. 18 января 1984 года она была включена в состав шестой дивизии первой флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота. 31 января 1989 года лодка получила название "Комсомолец".
АПЛ "Комсомолец" относилась к третьему поколению подводных лодок. Она была единственной в серии. По своим тактико-техническим характеристикам корабль опережал свое время на четверть века. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 метров, подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость подводного хода 30,6 узла (56,6 километра в час). Мощность энергетической установки составляла 43 тысячи лошадиных сил (один реактор, одна паровая турбина, один винт).
На "Комсомольце" была предусмотрена специальная всплывающая спасательная камера (ВСК), которой экипаж мог воспользоваться в случае катастрофы. Вход в лодку осуществлялся через ВСК.
На вооружении подводной лодки стояли торпеды и крылатые ракеты "Гранит". И те, и другие могли быть оснащены ядерной боевой частью. Лодка имела шесть носовых торпедных аппарата. Она могла стрелять даже на предельной глубине погружения.
Основное назначение АПЛ "Комсомолец" состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Она была одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом будущего гражданского подводного флота. За время эксплуатации "Комсомолец" подтвердил заявленные проектировщиком характеристики и продемонстрировал уникальные тактические качества. В частности, экипаж выполнил погружения на глубину 1027 метров, установив абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок.
Наряду с участием в экспериментах подлодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы.
28 февраля 1989 года АПЛ "Комсомолец" вышла на третью автономную боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный экипаж под командованием капитана 1-го ранга Евгения Ванина. Основной экипаж "К-278" остался на берегу.
При возвращении в базу после завершения дальнего похода 7 апреля 1989 года в 11.00 в нейтральных водах Норвежского моря на атомной подводной лодке, которая находилась в подводном положении, возник пожар в седьмом отсеке.
Экипаж вступил в пятичасовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Сразу после начала пожара была включена система пожаротушения (ЛОХ - лодочная объемная химическая), однако она не смогла справиться с огнем. Автоматическая защита отключила парогенераторы и лодка остановилась. После этого была подана команда продуть основной балласт, но в седьмом отсеке был поврежден трубопровод высокого давления и воздух под большим давлением начал поступать в горящий отсек. Там начался объемный пожар с очень высокой температурой.
В 11.16 лодка всплыла. К этому времени пожар перекинулся на соседний, шестой отсек, еще несколько отсеков были сильно задымлены. Загорелась также часть электрощитов в разных отсеках. В результате сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторные батареи. Аварийный дизель-генератор запускали в течение двух с лишним часов.
Через разрушенный трубопровод горячий воздух из седьмого отсека поступил в цистерну главного балласта правого борта, и у лодки образовался крен на левый борт. В систему подачи воздуха для шланговых дыхательных аппаратов попали продукты горения, что вызвало массовое отравление моряков.
Командир лодки Ванин несколько раз пытался связаться со штабом флота, но это удалось не сразу. Примерно в 12 часов он смог передать в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. В 13.20 командование Северного флота передало координаты лодки на тихоходную плавбазу "Алексей Хлобыстов", которая после этого вышла к месту аварии.
В 14.40 над лодкой появился самолет Ил-38, но он ничем не смог помочь. На "Комсомольце" вода стала поступать внутрь прочного корпуса седьмого отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент (наклон судна в продольной плоскости) на корму до двух градусов. На лодке закончились запасы фреона в системе ЛОХ и воздуха высокого давления.
В 16.40 командир лодки приказал готовиться к эвакуации и приготовить всплывающую спасательную камеру. Пожар усиливался. В 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа. Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать. В 17.08 подводная лодка ушла под воду, унося с собой погибших в отсеках и пять членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере.
На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Из находившихся в ней остался в живых только один человек, которого выбросило наружу избыточным давлением.
Более часа моряки с подводной лодки находились в ледяной воде, пока к ним на помощь пришла плавбаза "Алексей Хлобыстов". Тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на его борт и промысловое судно "Ома".
В результате трагедия из 69 членов экипажа АПЛ "Комсомолец" погибли 42 подводника, причем многие от переохлаждения.
За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга, указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года все 69 членов экипажа (42 посмертно) были награждены орденом Красного Знамени. Имена погибших увековечили на мемориальной доске в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге.
В Северодвинске, где строилась лодка, на 40-й день ее гибели был возведен гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита, привезенного членами первого экипажа лодки из мест ее берегового базирования в Мурманской области.
Корпус подводной лодки "Комсомолец" до сих пор находится на дне Норвежского моря на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий. С 1989 года по 1998 год с помощью глубоководных аппаратов "Мир" было проведено семь экспедиций, в ходе которых осуществлялось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушен надежно, и она не представляет угрозы для окружающей среды.
В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки "Комсомолец" было приостановлено в связи с "неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого" и тем, что "установить истинные причины пожара и затопления до подъема подводной лодки и ее осмотра не представляется возможным".
В память об этой трагедии 7 апреля приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года объявлено Днем памяти погибших подводников.
Ежегодно, 7 апреля в 12.00 на панихиде в Николо-Богоявленском морском соборе, где собирается несколько тысяч человек, поименно поминают всех погибших членов экипажа АПЛ "Комсомолец".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников