Курортный сбор – это плата за пользование курортной инфраструктурой.
Эксперимент по взиманию с туристов курортного сбора в России был установлен Федеральным законом от 29 июля 2017 года "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае". Согласно документу, эксперимент проводится в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. На региональном уровне устанавливаются территория эксперимента, размер сбора, порядок и сроки его исчисления.
Максимальный размер сбора – 100 рублей, в 2018 году он был ограничен 50 рублями. При этом размер сбора может дифференцироваться в зависимости от сезона – вплоть до снижения до 0 рублей, времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта.
Платить сбор обязаны совершеннолетние граждане, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Согласно закону, от уплаты сбора освобождаются участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий, инвалиды I и II группы и инвалиды войны, местные жители, малоимущие семьи, постоянно работающие на территории эксперимента лица, больные туберкулезом, спортсмены и тренеры, прибывшие для участия в официальных спортивных соревнованиях на территории эксперимента и др. Также сбор не платят лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя РФ либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней, знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Регионы вправе устанавливать иные категории льготников.
Под объектом размещения понимается здание или помещение в нем, предназначенное для гостиничных услуг, услуг по временному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания.
Сбор исчисляется как количество дней фактического проживания плательщика в объекте размещения (кроме дня заезда), помноженное на размер сбора. Сбор не включается в стоимость проживания и взимается не позднее выезда из объекта размещения.
Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.
Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент.
Исчисляют, взимают и перечисляют плату в бюджет операторы курортного сбора – юридические лица или индивидуальные предприниматели, предоставляющие гостиничные услуги, услуги по временному размещению и/или обеспечивающие временное проживание. Операторы обязаны выдавать плательщику сбора документ, подтверждающий уплату.
Согласно закону, курортный сбор предназначен для финансирования работ по развитию курортной инфраструктуры на территории эксперимента. Для этого создаются соответствующие фонды, представляющие собой часть регионального бюджета. В соответствии с законом, контролируют расход средств общественные советы при региональных органах.
Эксперимент по введению курортного сбора в России начался 1 мая 2018 года в курортных городах Ставрополья и Алтая, 16 июля – в восьми муниципалитетах Краснодарского края (в Анапе, Геленджике, Сочи, Горячем Ключе и Туапсинском районе, где сбор взимался в Новомихайловском, Джубге, Небуге и Шепси). В 2018 году в России было собрано 325 миллионов рублей курортного сбора, в том числе 115 миллионов рублей в Краснодарском крае, из них 60 миллионов в Сочи.
27 марта 2019 года депутаты законодательного собрания Краснодарского края приняли закон, регулирующий финансирование объектов благоустройства за счет курортного сбора. В 2019 году власти планируют сделать курортный сбор системой.
В Крыму эксперимент был отложен до 1 мая 2019 года. Однако 5 апреля 2019 года глава республики Крым Сергей Аксенов сообщил, что курортный сбор в 2019 году вводиться регионе не будет, решается вопрос об исключении его из эксперимента.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников