МОСКВА, 5 апр - РИА Новости. Боеспособность Ливийской национальной армии выше, чем у военных сил, находящихся в Триполи, во многом из-за большого количества разрозненных вооруженных группировок, которые никому не подчиняются, а зачастую и враждуют между собой, сказал РИА Новости ведущий научный сотрудник МГИМО МИД РФ Юрий Зинин.
Ранее телеканал "Аль-Арабия аль-Хадас" сообщил, что командующий Ливийской национальной армии маршал Халифа Хафтар приказал своим силам начать наступление на Триполи для "освобождения от террористов". СМИ сообщили, что подразделения ливийской армии установили контроль над городом Гарьян и Сурман, к югу от ливийской столицы. Глава правительства нацсогласия в Триполи Файез Саррадж отдал приказ применить силу в случае необходимости после сообщений о том, что ливийская национальная армия (ЛНА) установила контроль над городами к югу и западу от Триполи.
"В Ливии уже который год царит двоевластие, обе стороны так и не смогли найти общий язык. Сейчас, с точки зрения боеспособности, армия Хафтара, после того как они навели порядок на своем восточном фланге, видимо, превосходит то, что находится в руках другого полюса в Триполи. В определенной степени это и толкает Хафтара к тому, чтобы, как он считает, восстановить порядок и возвратить страну к единому правлению и покончить с террористическими группировками", - сказал Зинин.
По его словам, все попытки наладить диалог между сторонами конфликта на данный момент не увенчались успехом, но несмотря на встречи, которые проводились между ними и на самом высоком уровне, так и не смогли найти общий язык. Эксперт считает, что Саррадж в сложившейся ситуации также не станет легко отказываться от своего политического положения.
"Но информация с места очень противоречива, и сложно точно оценить военный потенциал каждой из сторон, особенно Триполи, где существуют самые разные военные группировки, которые были образованы после свержения Каддафи. Поэтому способность Триполи противостоять ниже, чем у Хафтара - среди группировок в Триполи сильны внутренние противоречия и вражда, тем более, что фактически лидеры этих военных группировок осуществляют власть на местах. С точки зрения восточного полюса такая ситуация противоречит принципу единого правления, единого правительства, единых вооруженных сил, к чему и призывает Хафтар и что, в принципе, вполне естественно", - считает Зинин.
«
"Когда Ливию разваливали, никто об этом не беспокоился, только вопили, что нужно свергнуть диктаторский режим Каддафи, установить демократическое правление, а в результате получился полный развал страны. Развитие ситуации в Ливии - это следствие и естественный этап того, что началось в феврале 2011 года", - заключил востоковед.
После свержения и убийства Муаммара Каддафи в 2011 году в Ливии начался политический кризис. Сейчас в стране царит двоевластие. На востоке заседает избранный народом парламент, а на западе, в столице Триполи, правит сформированное при поддержке ООН и Евросоюза правительство национального согласия во главе с Файезом Сарраджем.
Власти восточной части страны действуют независимо от Триполи и сотрудничают с Ливийской национальной армией под руководством маршала Халифы Хафтара, которая ведет затяжную войну с боевиками. ООН предлагает весной 2019 года провести всеобщие выборы в Ливии, по результатам которых должны быть сформированы легитимные и общепризнанные органы власти.