МОСКВА, 4 апр — РИА Новости. В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия. В феврале он попал в больницу с воспалением легких, состояние оставалось все это время тяжелым. И вот теперь не выдержало сердце.
С ним связана целая эпоха в отечественном кино. В 1960 году он дебютировал фильмом "Сережа" о маленьком мальчике, мать которого второй раз вышла замуж. Главные "взрослые роли" в картине сыграли Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.
В 1964-м лирическая комедия "Я шагаю по Москве" по сценарию Шпаликова с 18-летним Никитой Михалковым в главной роли принесла ему настоящую славу. Дальше были едкая сатирическая лента "Тридцать три!", лирические "Не горюй!", "Мимино", "Осенний марафон", гротескная "Кин-дза-дза". Все эти фильмы разошлись на цитаты. Георгий Данелия обладал и литературным даром: не только писал сценарии, но и оставил замечательные воспоминания. РИА Новости приводит некоторые высказывания режиссера из его первого бестселлера "Безбилетный пассажир".
О своих фильмах
Про "Сережу" отец сказал: "Так себе". Мама потом объяснила: "Фильм папе понравился". Про "Путь к причалу" — тоже "Так себе" (тоже понравился). А про "Я шагаю по Москве" отец сказал: "Ничего", и мама объяснила: "Очень понравился".
Когда превозносят мое творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон!
Получив "Хрустальный глобус" (за фильм "Афоня". — Прим. ред.), мы попали в разряд "наши молодые, подающие надежды режиссеры". Так нас называли в прессе лет пятнадцать. А потом, без переходного периода, сразу перевели в "наши старейшие мастера".
«
— Что вы хотели сказать этим фильмом? — Ничего не хотели. Это просто лекарство против стресса.
Кадр смотрелся как явная режиссерская находка, а я режиссерских находок не люблю: зритель должен сопереживать героям и не замечать, каким способом режиссер добивается этого сопереживания.
© Грузия-фильм (1977)
Кадр из фильма "Мимино"
Гия Канчели (композитор, много лет сотрудничавший с Данелией. — Прим. ред.) сразу стал знаменит как автор "Читы гриты"(правильно — "Чито-гврито"). Канчели это раздражало, он этой песней не гордился и говорил: "Это не музыка, это триппер". — "Почему триппер?" — "Потому, что быстро цепляется и трудно отделаться". И когда его представляют: "Это тот композитор, который написал "Чита грита", — он очень недоволен.
Смех — штука заразительная. И комедию, если хочешь определить, смешная она или нет, надо смотреть на зрителе, а не с соратниками.
О женщинах
…Она каждый день ходила через наш двор в булочную за хлебом. Она была… Даже описать ее не могу. Она была как мечта. Я долго собирался и наконец отважился познакомиться. Как это делается, я видел в кино. "Девушка, который час?" — крикнул я ей вслед. "Дурак", — сказала она, не оглядываясь. Мне было шесть лет, а ей — девять…
«
Я любил, и меня любили. Я уходил, и от меня уходили. Это все, что я могу сказать о своей личной жизни.
В этой сцене снимались три девушки. Две блондинки, а третья — журналистка.
Женщины — всегда женщины, они не делятся на старых и молодых.
© Мосфильм (1975)
Кадр из фильма "Афоня"
О жизни
Мне пятнадцать лет. Телеграмма из Тбилиси в Москву: "Дорогой папа, потерял карманные деньги. Целую, Гия". Телеграмма из Москвы в Тбилиси: "Зашей карман. Папа".
— Познакомьтесь, это моя мама, — сказал я моим новым друзьям. Встал и предложил выпить за ее здоровье. Мама сказала, что если бы я меньше пил за ее здоровье, его было бы больше.
«
В старости все видится как в бинокль — чем дальше, тем лучше.
Жизнь — не сценарий, ее не перепишешь. А жаль!
...Я давно заметил, что когда люди работают, то национальных проблем не возникает.
К моему великому удивлению, все негативное, что у нас говорилось и писалось про капитализм, оказалось правдой.
— Георгий Николаевич, вы бывали за границей. Какие там задают провокационные вопросы? — Да вроде никаких. Ну, спрашивают, почему в наших картинах нет секса. — А вы что? — А я говорю, потому что нет такой необходимости: в нашей стране с рождаемостью все в порядке. На том разговор и кончился.
Как надоело стареть! Когда Бог меня заберет? Умирать надо вовремя.