Антон Кульбачевский: животные мигрируют в Москву из-за потепления климата

Читать на сайте Ria.ru
Климатический форум пройдет в Москве в третий раз 4-5 сентября. Климат и экология плотно связаны и власти Москвы ведут активную работу для улучшения экологической ситуации в городе. О том, что в Москве происходят климатические изменения, которые влекут за собой экономические вызовы для крупного мегаполиса, а также вызывают миграцию южных видов животных, в интервью РИА Новости рассказал глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский. По его словам, до 2030 года Москва планирует снизить вредные выбросы на 30%, а количество зеленых насаждений увеличить на 5-6% за счет реорганизации промышленных зон.
— За последние семь лет количество вредных выбросов от автомобилей в атмосферу в Москве сократилось на 140 тысяч тонн. Что повлияло на такое улучшение экологической ситуации в Москве?
— Прежде всего, этого удалось достичь за счет транспортной политики – строительства новых развязок, систематизации дорожного движения. Второе – градостроительная политика и переход на классы высокоэкологичного топлива, запрет на использование топлива ниже класса Евро 5. Поменялся автопарк города – если в 2010 году у нас было автомобилей с двигателями Евро 5 и Евро 4 чуть больше 20%, то сегодня уже около 70%. Не только городской, но и частный автопарк обновился за 8 лет. Эти меры в сумме дали такой эффект. До 2030 года планируем снизить вредные выбросы еще примерно на 160 тысяч тонн – то есть в целом на 30%.
— В последние годы в Москве наблюдаются существенные климатические изменения. Например, этот февраль, по данным синоптиков, побил несколько рекордов тепла и по количеству осадков. Как климатические изменения влияют на экологию города?
— Для нашего мегаполиса неблагоприятные метеоусловия – это когда безветренно и солнечно, именно тогда вредные выбросы накапливаются. У нас таких дней в году около 60. В эти дни мы наблюдаем разовые превышения (выбросов в атмосферу – ред.) вблизи автотрасс. И если говорить о климатических явлениях, то, например, в 2010 году было аномально жаркое лето, поэтому в атмосферу попали вредные выбросы, которые не характерны для нашего региона – продукты горения от лесных пожаров, воздушные массы практически не рассеивались, да еще и жара стояла. Климатическим изменениям подвержены многие города мира и мегаполисы. Климат и экология, конечно, связаны.
В Москве поддержали инициативу СПЧ по ограничению неэкологичного транспорта
— Проводятся ли департаментом мероприятия, чтобы помочь городским природным зонам, а также животным и растениям адаптироваться к этим условиям?
— Мы отслеживаем, как изменения климата влияют на людей и животных, которые живут на территории города. Например, мы активно сотрудничаем с Роспотребнадзором, медиками, которые изучают взаимосвязь экологии и климата со здоровьем человека. Что касается животных, то сейчас идет потепление климата, и начинаются миграции разных видов. Например, появились летучие мыши, которых раньше трудно было увидеть в Москве. Ко мне на балкон в прошлом году залетела. Я за 50 лет, которые живу в Москве, ни разу их здесь не видел. То есть становится теплее, и животные начинают мигрировать. Виды, которые обитали чуть южнее, стали приходить в Москву – лисы, зайцы.
— В 2018 году Москва провела Второй климатический форум. Будет ли форум проходить в этом году?
— Москва будет проводить уже третий раз Климатический форум. В этом году он пройдет 4-5 сентября в Зарядье. Нас интересует эта повестка, потому что она очень актуальна. Мы также четко понимаем, что любые климатические вызовы – это экономические вызовы. У нас есть климатическая стратегия, план действий. Один год был аномальный с точки зрения холода, другой с точки зрения жары. Мы уже ко всему готовы, все действия отработаны.
В связи с тем, что мы столкнулись с этим давно и есть опыт, приглашаем коллег из других регионов и стран, которые тоже видят эти климатические изменения, понимают, что нужно делать, но у них нет алгоритма действий, каких-то знаний. В каждой точке мира свои проблемы – где-то жара, где-то холод. И многие мегаполисы вынуждены разрабатывать адаптационные меры.
Москва с 2006 года, единственная из всех российских городов, является участником С40 — Партнерства крупных городов по борьбе с изменением климата. С 2011 года, в соответствии с решением мэра Москвы Сергея Собянина, Москва ежегодно участвует в международном проекте по раскрытию информации о выбросах парниковых газов для создания унифицированной системы по контролю за вредными выбросами в атмосферу (проект CDP). За 13 лет в этом сотрудничестве мы применили в городе то, что уже применялось в разных мегаполисах: Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Конечно, мы будем продолжать сотрудничать и обмениваться опытом.
Москва в два раза увеличит расходы на экологию в ближайшие три года
— Еще один наболевший вопрос об экологии. В нескольких районах Москвы периодически фиксируются превышения содержания сероводорода в воздухе. Вы неоднократно заявляли, что сероводород не опасен для людей, но выявлены ли причины? Планируется ли и возможно ли полностью устранить это явление?
— Полностью запахи в таком мегаполисе исключить, наверное, невозможно. Потому что очень много объектов, которые могут их вызывать. Но самое главное, что нужно понимать – негативного воздействия на здоровье эти запахи не оказывают, только дискомфорт. Для сравнения – чтобы здоровью был нанесен какой-то вред, порог запаха должен быть превышен минимум в 300 раз, таких значений в московском воздухе никогда не наблюдалось.
Что касается возможных источников запахов, то все знают, что в ВАО, ЮВАО сконцентрировано много промышленных предприятий, кроме того, в Московской области есть свалки, которые тоже могут являться источником неприятных запахов при определенном направлении ветра. Но на московских предприятиях проводится модернизация, положительные результаты которой уже отчетливо видны и подтверждаются специалистами Мосэкомониторинга. Так, за последние 5 лет выбросы от стационарных источников в целом по городу сократились на 12%. На свалках также проводится рекультивация. Поэтому в ближайшем будущем случаев с неприятными запахами станет намного меньше. Мы также смотрим медицинскую статистику. Вызовов скорой помощи или обращений ко врачу с симптомами, которые мог вызвать сероводород, не было.
— Какие объекты отключат в Москве во время акции "Час Земли" в 2019 году? Может ли отключение света на час помочь экологической ситуации или это красивый жест?
— Москва впервые приняла участие в акции в 2009 году. Мы не отключаем свет в зданиях полностью, а всего лишь их подсветку. При отключении подсветки экономия или потеря для общей энергосистемы минимальна. Но мы стимулируем таким образом жителей Москвы, чтобы они задумались о бережном отношении к природным ресурсам.
Традиционно отключается подсветка всех известных зданий, которые являются визитными карточками города – архитектурный комплекс Московского Кремля, все сталинские высотки, "Лужники", крупные гостиницы в центре, задние мэрии, Новый Арбат, Белый дом, башни Москвы-Сити. Когда город погружается в такую полутьму, это привлекает внимание людей. По крайней мере, я вижу, как растет интерес у москвичей к этой акции. В 2011 году это было 60 зданий, в 2016 году — около тысячи зданий, а в 2018 году – уже 1938 зданий, а в этом году будет уже более 2000 зданий.
Более 2 тысяч объектов Москвы отключат в ходе акции "Час Земли"
— Ранее вы заявляли, что активность москвичей по экологическим вопросам выросла в 25 раз с 2010 года. Какие самые часто задаваемые вопросы? Что помогло достичь такого уровня сознательности?
— Конечно, говоря о росте активности необходимо напомнить, что за последние 8 лет у граждан появилась возможность высказывать свое мнение или задавать вопросы, посылать жалобы с помощью самых разных ресурсов – порталов "Наш город", "Активный гражданин" и других.
Или, например, краудсорсинговый проект, в рамках которого мы проводили голосование по таким темам, как экологическая стратегия и законопроект о животных. Процесс был очень интересный, потому что было много предложений, при этом совершенно противоречивых. При этом в дискуссии участвовали как эксперты, так и обычные граждане.
Думаю, возросшая активность граждан связана еще и с тем, что мы колоссальную работу проводим по экологическому просвещению, причем работаем с разными возрастными категориями – от дошкольников до пенсионеров. Например, участники программы "Московское долголетие" очень активны – занимаются спортом, записываются в кружки. У нас сейчас 8 экоцентров, в ближайшее время планируем открыть еще 3 – в 2019 году павильон "Цветоводство" на ВДНХ, и "Музей законов природы" в природно-историческом парке "Измайлово", а в 2020 году — "Эко-парк будущего" в ландшафтном заказнике "Теплый стан".
— Ранее мэр Сергей Собянин подписал постановление о создании особо охраняемой территории регионального значения "Фаунистический заказник Братеевская пойма". При этом фаунистический заказник создан в Москве впервые. Что предполагает такой статус?
— Поскольку Москва — мегаполис, то у нас почти все животные в Красной книге. Например, еж в Московской области – простой обитатель леса, а у нас уже краснокнижный вид. При этом Красная книга для нас как лакмусовая бумажка. Если мы видим, что какие-то виды животных находятся на грани исчезновения, то это для нас сигнал, что необходимо установить причину, решать какие-то экологические проблемы.
Что касается фаунистического заказника, то это территория, на которую накладывается определенный охранный статус. Такой островок живой природы, который также работает на экологию города – он очищает воздух, выполняет климаторегулирующую функцию, здесь обитают разные виды животных. На Братеевской пойме очень много видов птиц. И эта территория точно не будет застроена в будущем. Также проводится специальное зонирование территории — активный отдых распределяется по буферным зонам, а в заповедных зонах можно только тихо созерцать природу.
В Москве появился заказник "Братеевская пойма"
— В этом году начинается реализация программы "Мой район". Какое участие будет принимать в программе департамент природопользования?
— Программа "Мой район" создана для того, чтобы сделать жизнь комфортнее в каждом из районов Москвы, в том числе, чтобы решать разные экологические проблемы в разных районах – где-то больше сконцентрировано промышленных предприятий, как, например, на востоке и юго-востоке столицы, где-то существует проблема шума от эстакад и так далее. Наша задача – помочь улучшить экологическую обстановку в каждом из районов с учетом его специфики. Необходимо, чтобы везде было комфортно: чистый воздух, чистая вода, достаточно зеленых насаждений. Для этого нужно принимать целый комплекс мер: модернизировать предприятия, устанавливать шумозащитные экраны, следить за чистотой воды, грамотно, не навредив природе, организовать досуг москвичей на ООПТ (особо охраняемые природные территории), озеленять промзоны и так далее.
— Ранее вы говорили, что более 130 зданий в Москве построены по "зеленым стандартам". Можно ли привести старый жилфонд в соответствие этим стандартам?
— Мы опираемся на английские и европейские системы, но уже разработаны и российские "зеленые стандарты". Там требования прописаны ко всему – от проектирования до стройматериалов и мебели. "Зеленый стандарт" – это, как правило, здание, в котором максимально экономятся все энергоресурсы – вода, электричество, правильная система вентиляции, воздух фильтруется.
Конечно, при капремонте домов, что-то можно поменять, но уже полностью к "зеленым стандартам" привести нельзя. Поэтому лучше строить новые дома с использованием "зеленых стандартов". Они сейчас частично применяются при строительстве социальных объектов — детских садов, больниц по госзаказу Москвы. С департаментом строительства ведем переговоры, чтобы "зеленые стандарты" начали применять еще шире. Также санкции дали хороший толчок – расширяется производство российских стройматериалов. При этом российские производители уже ориентированы на производство материалов, которые подходят под "зеленые стандарты".
— Какие работы по озеленению столицы будут проводиться в связи с программой реновации?
— В частности, будут переосмысливаться кварталы, планировочные решения. Будут создаваться новые общественные пространства, они будут более качественные с экологической точки зрения. Раньше хаотично озеленялись районы пятиэтажек, в советское время не было никакой системы, привозили саженцы и просто высаживали около дома – что выросло, то выросло. Понятно, что уже прошло 50-60 лет, часть деревьев необходимо менять. При этом сейчас при высадке зеленых насаждений мы уже учитываем много разных факторов – инсоляцию, устойчивость к климатическим изменениям, ураганам и так далее.
В Москомархитектуре предложили создавать парки на месте снесенных зданий
— К 2030 году планируется увеличить долю озелененных территорий в старой Москве с 54,5 до 60%. Какая работа ведется в этом направлении?
— У нас есть потенциал, в основном за счет реорганизации промзон. Около 20% от всей территории старой Москвы – это промышленные зоны. Мы хотим увеличить количество зеленых насаждений на территории старой Москвы на 5-6% именно за счет озеленения промзон. Первый пример – ЗИЛ. Там уже появилось несколько крупных объектов озеленения, которые увеличили нам общий баланс зеленых насаждений.
— Ранее в Мосгордуме планировали обсудить московский законопроект, разработанный специалистами департамента природопользования, о защите диких животных, но позже отложили, так как был принят федеральный закон "Об ответственном обращении с животными". Все ли пункты прописали в ФЗ или остались моменты из городского проекта, которые не были приняты во внимание?
— Я считаю, принятие этого закона — большой прорыв в системе законодательства, прогрессивный закон, необходимость принятия которого назрела уже давно. Но для того, чтобы закон начал действовать в полную силу, необходимо принять ряд подзаконных актов, например, именно в них планируется прописать, какие виды животных будет запрещено содержать в жилище, какие условия содержания должны быть для каждого вида животных и так далее. Сейчас созданы специальные рабочие группы, в которые вошли профильные эксперты по животным из разных государственных министерств и ведомств и общественных организаций, они занимаются подготовкой этих подзаконных актов. Конечно, разработать и утвердить все подзаконные акты – это процесс небыстрый, понадобится от года до двух.
Также, например, должно быть прописано, каких животных можно содержать в контактных зоопарках, а каких — нет. Кроме того, профессионалы должны сказать, сколько часов в день животное может проводить в контакте с человеком.
Я был в Австралии в зоопарке, там с коалами разрешено общаться максимум полчаса в день. Получается около 20 человек в день. Это связано с тем, что у животных хрупкая нервная система, и специалисты там заботятся о животных, а не только о доходе от работы контактного зоопарка. Ведь желающих пообщаться с коалой туристов очень много, зоопарк мог бы этим пользоваться, но они понимают, что это пагубно скажется на здоровье животного, которое тоже должно отдыхать.
Городские джунгли: как вести себя при встрече с диким животным в Москве
— Сколько диких и экзотических животных было найдено в Москве за последний год и какие? Скольких передали в зоопарки, сколько остаются в центре передержки?
— Всего в прошлом году в центр передержки поступило около 200 животных. Но это не только найденыши, которых специалисты центра забирают после звонков граждан на "горячую линию". Это и животные, изъятые у контрабандистов на таможне в аэропортах, и животные, изъятые из незаконной продажи, незаконно содержащиеся в контактных зоопарках в разных торговых центрах и так далее. Конечно, крупные хищники редко попадаются, в основном речь идет о змеях, ящерицах, черепахах, иногда обезьянах, и очень много разных видов птиц. Мы отмечали тенденцию, что когда был год Змеи (по восточному календарю), то потом очень много змей находили в самых неожиданных местах – на ручке входной двери, в ванной, а однажды змея, содержащаяся в террариуме в квартире, заползла в кровать к соседям. Потом в год Обезьяны было несколько случаев, когда изымали обезьянок на таможне в аэропортах. Сейчас год Свиньи, но пока мини-пигов вроде бы не выбрасывали, жалоб нет.
Всего в центре передержки сейчас живут около 700 животных. Нескольких из них в течение последних трех лет мы передали разным зоопаркам. Например, в 2018 году мы передали Липецкому зоопарку медвежат Мишу и Машу, найденных в лесопарке в Зеленограде, львят Киру и Кальянчика и трех обезьянок, изъятых в аэропорту Домодедово. А еще четырех обезьянок, которые были в этой контрабандной партии, мы передали в Саранский зоопарк.
В Москве изъяли семнадцать редких животных в 2018 году
Обсудить
Рекомендуем