Туризм

Выглядишь неуверенно — платишь больше. Как таксисты наживаются на туристах

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 20 мар — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Туристу, только что прибывшему в незнакомый город, сложно сориентироваться в тонкостях ценообразования, чем порой пользуются местные таксисты. Кто отвечает за водителя из сервиса-агрегатора, как не стать жертвой нерадивого извозчика и не переплатить — в материале РИА Новости.

Внешний вид и цена

Таиландские тук-туки и такси ждут пассажиров перед торговым центром в Бангкоке
"Я обычно караулю пассажиров прямо напротив выхода из аэропорта и внимательно смотрю за тем, как они себя ведут, — признается таксист Сергей из Сочи. — Если человек движется медленно и неуверенно, ищет глазами чего-то, я для него назначу стоимость в полтора-два раза выше обычной".
По словам Сергея, он не обращает внимания на то, дорого человек одет или нет, — даже экономные туристы сразу по прилете на курорт не против шикануть. "Я так работаю уже больше десяти лет, — добавляет таксист. — Нас, частников, поприжали сервисы, но мы еще боремся".
Завышение стоимости такси для туристов, не знающих реальных цен, — проблема довольно распространенная. Так, в Новой Зеландии приезжий заплатил почти тысячу долларов за такси, а в Бангкоке таксиста арестовала туристическая полиция за почти двукратное завышение стоимости поездки. Российская туристическая полиция, которая пока есть только в столице, по словам представителей пресс-службы МВД Москвы, этими вопросами не занимается.
Как говорят юристы, в Москве эта проблема обострилась во время чемпионата мира по футболу. Некоторые водители выдавали квитанцию об оплате, но уточняли, что валюта в чеке — не рубли, а доллары или евро. "Это чистой воды мошенничество, а если речь идет о десятках тысяч рублей — то хищение путем злоупотребления доверием, — поясняет Тимур Баязитов, заместитель председателя коллегии адвокатов. — За это полагается штраф или административное наказание".

Дешево в рекламе

Молодая пара расплачивается картой в такси
"Я приехала в Москву из Краснодара и, подключаясь к вайфаю в метро, увидела рекламу от агрегатора такси: "Поездка от 89 рублей", — делится своей историей туристка Ксения Соколова. — На следующий день я установила это приложение и вызвала машину. Приехавший водитель сообщил, что возьмет заказ только за 200 рублей. Я согласилась, хотя, получается, переплатила больше чем в два раза".
Как отмечает правозащитник Елена Гращенкова, в случае с агрегаторами не вполне корректно говорить о завышении стоимости. "Агрегатор выступает посредником между пассажиром и таксистом, но при этом он занимается ценообразованием, — рассуждает эксперт. — Таксист, принимая заказ, не видит ни расстояния, ни заявленной стоимости, поэтому удивление пассажира часто вполне оправданно".

Кто повезет

Таксисты в центре Стамбула
Пассажир, конечно, может отказаться от поездки за цену водителя. Другое дело, если он узнает об увеличении ее постфактум, — здесь порой доходит до физического насилия. Бывает, добавляет Елена Гращенкова, таксисты запирают двери, чтобы не выпускать пассажира, отказывающегося платить. Может завязаться и драка, в том числе с порчей имущества.
"Как-то мы с мужем возвращались из отпуска и взяли такси от аэропорта, оплата должна была быть по счетчику, — вспоминает Екатерина Москаленко из Москвы. — Наверное, водитель подумал, что мы не местные, и повез нас каким-то кружным путем. Я ему об этом сказала, он разозлился, пригрозил нас высадить. Мы согласились, но когда доставали чемоданы из багажника, таксист сдал назад, чуть нас не задавив, и только после этого уехал".
В Таиланде таксист вернул забывчивому туристу почти пять тысяч долларов
Эксперты утверждают, что конфликты пассажиров с таксистами очень редко доходят до суда. Хотя встречаются особо принципиальные пострадавшие, указывает Тимур Баязитов. Но агрегатора к ответственности привлечь практически нереально. Правда, бывают и исключения. По словам юриста Дмитрия Дугина, буквально на днях он получил постановление Роспотребнадзора Москвы, которое пока не вступило в силу, о признании правонарушения (речь об обмане потребителя) за одним из крупных сервисов.
"Что может пассажир, пострадавший от такой системы? Написать жалобу в Роспотребнадзор, в ведении которого с 1 января этого года и находятся такси", — подытоживает Елена Гращенкова.

Справедливость возможна?

Такси ожидает пассажиров у выхода из зала прилетов международного аэропорта Симферополь
"Если стоимость поездки увеличилась по объективным причинам, например из-за дорожных работ, компенсацию получить крайне сложно, — говорит Тимур Баязитов. — А вот если таксист выбрал не тот маршрут, что предлагал ему навигатор, и попал в пробку или вообще решил покружить по району, достаточно обратиться к представителю агрегатора, который это проверит и, скорее всего, вернет переплаченные деньги, а может, еще и подарит купон на скидку".
Как добавляет эксперт, если вы пользовались услугами таксопарка, доказательством кружного пути служат данные GPS-трекера на телефоне, а если дело дойдет до суда — записи с камер видеонаблюдения.
"Завышение стоимости таксистами — это пережиток серого рынка, — подчеркивает Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров. — Мой совет всем: использовать современные технологии, чтобы заранее знать стоимость поездки, и речь не только об агрегаторах — у большинства служб по заказу такси есть приложения или они просто высылают сообщение со стоимостью".
Меню для заказа и для расплаты. Как не стать жертвой мошенников на отдыхе
Обсудить
Рекомендуем