МОСКВА, 15 мар — РИА Новости, Анна Михайлова. В Новой Третьяковке 16 марта открывается масштабная ретроспектива Ильи Репина. Выставка охватывает более полувека творчества художника и занимает три этажа. Корреспондент РИА Новости одним из первых увидела экспозицию и поговорила с куратором Татьяной Юденковой о знаковых картинах главного русского живописца конца XIX — начала XX века.
"Бурлаки на Волге"
Репин известен без преувеличения всем. Некоторые его работы попали в школьные учебники, их обязательно показывают детям на экскурсиях в Третьяковскую галерею. Именно с этой "хрестоматийностью" борется нынешняя выставка.
"Задача — попытаться разрушить заштампованность нашего сознания в отношении Репина. С ХХ века закрепились некие стереотипы, есть определенное предубеждение по поводу некоторых его работ", — говорит куратор.
Например, пожалуй, самое известное полотно Репина — "Бурлаки на Волге". В советское время его восхваляли за реализм в изображении тягот жизни русского народа. Репин писал картину почти три года — с 1870-го по 1873-й.
"К этой работе современники Репина относились по-разному. Вообще, каждая картина художника, которая выставлялась, производила сенсацию. Собирались зрители, дискутировали, спорили — всегда образовывалось два-три лагеря. Великосветская публика, государственные люди спрашивали Репина: "Зачем ты изображаешь лапотников? Кому они нужны?" Задавая эти вопросы, они не знали, что картину заказал и приобрел великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств. Она висела в бильярдной его дворца и была востребована на выставках", — рассказывает Татьяна Юденкова.
Картина "Автопортрет". Художник Илья Репин
В наши дни картина находится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге и считается символом русских передвижников, хотя Репин тогда к этому движению не относился, а был лишь студентом Академии художеств, напоминает куратор. Но уже по этой ученически-академической композиции, которую художник написал в 29 лет, было понятно, что Репин станет большим мастером.
"Парадокс этой картины в том, что художник, изображая трудную долю бурлаков, очень конкретно подходит к каждому образу, каждый герой характерен, тщательно выписан. С одной стороны, тяжелый труд, с другой — сильные волевые характеры. Это новое отношение к народу было заявлено Репиным в начале 1870-х годов — в период увлечения общества народническими теориями. Художник поднимает очень важную тему, которую оценил и Федор Достоевский. Писатель говорил, что бурлаки на картине не плачут и не стонут о своей судьбе. Репин ставит один из краеугольных вопросов русской жизни — взаимоотношения народа и интеллигенции. Эта тема будет развиваться на протяжении всего его творчества", — подчеркивает Татьяна Юденкова.
"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
Другая каноническая картина Репина, написанная в 1883-1885 годах, представлена на выставке необычным образом. Работа, посвященная знаменитому эпизоду жизни царя Ивана Грозного, находится сейчас на реставрации после варварского нападения, совершенного в мае прошлого года вандалом. Светлый квадрат в размер холста заполнен аннотацией об истории этого произведения.
© Фото
Репродукция картины Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года"
"Таким образом мы отдаем дань, может быть, главной картине Репина, которая пережила это нападение, что свидетельствует о болезни общества, несомненно", — говорит куратор.
С момента создания картина не раз подвергалась цензуре и нападкам, в том числе и физическим. Началось с того, что она сильно не понравилась самому императору Александру III и была запрещена к публичному показу. Павлу Третьякову, купившему полотно, предписали не выдавать его на выставки. Правда, стараниями художника Алексея Боголюбова, имевшего влияние при дворе, запрет сняли уже через три месяца.
Сильнейшие повреждения полотну нанес в 1913 году старообрядец Абрам Балашов. Девятнадцатилетний вандал трижды ударил холст ножом, испортив лица персонажей картины. Репину пришлось писать их практически заново. Размышляя над причинами непростой судьбы именно этого полотна, куратор отмечает, что в зависимости от эпохи к картине предъявляли разные претензии.
"Современники возмущались ее кровавостью. Сейчас, как известно, кровью мало кого удивишь. Сюжет Репин взял у Карамзина. На тот момент это был один из основополагающих источников по российской истории. Я специально консультировалась со специалистами, и они в один голос твердят, что Грозный убил своего сына. Но некоторые люди уверяют, что это не так, что Репин фальсифицирует историю. И настаивают, чтобы мы убрали картину из экспозиции. Но они забывают, что Репин — художник и он вправе изображать то, что его вдохновляет, что ему важно", — объясняет Татьяна Юденкова.
"Портрет Пирогова" и "Портрет Мусоргского"
Кажется, нет знаменитого современника, которого художник бы не запечатлел. Тургенев и Толстой, Третьяков и Керенский, Васнецов и Мусоргский, члены царской семьи, военные, актеры, художники, бедняки, священники — Репин создал бесценную галерею лиц эпохи.
"Во главе всего его творчества стоит человек. Художник с ранних лет портретировал, начиная с матушки и брата. Ему были интересны разные люди, их психология. Портрет — своего рода лаборатория, подготовка к картинам, в которых у Репина всегда присутствует психологическая интрига", — продолжает куратор.
© Государственная Третьяковская галерея
Портрет хирурга Н. И. Пирогова. 1881
Художнику поступало много заказов на портреты. В отличие от некоторых коллег, Репин с удовольствием брался за такую работу и выполнял ее мастерски. Но близких и тех, кем искренне восхищался, художник писал по своей инициативе, уточняет Татьяна Юденкова.
"Портрет Пирогова Репин создал по собственному желанию. Это знаменитый врач-хирург, который изобрел наркоз. Репин приехал на чествования по случаю его юбилея. Перед нами сложный образ, Пирогов смотрит немного свысока. К моменту написания картины ему диагностировали рак, он знает, что через полгода умрет, и пишет дневник врача, наблюдающего за развитием смертельной болезни, в назидание потомству. С этой информацией портрет воспринимается совершенно по-другому", — говорит куратор.
© Государственная Третьяковская галерея
Портрет композитора М. П. Мусоргского
При подобных трагических обстоятельствах в 1881 году написан еще один знаменитый портрет — великого композитора, члена "Могучей кучки" Модеста Мусоргского. Нездоровая краснота, блестящие глаза, спутанные волосы и борода, но при этом взгляд сильного, жизнелюбивого человека — удивительный контраст.
"Репин очень любил Мусоргского, и когда он узнал, что композитор тяжело болен, приехал и написал его в больнице на фоне стены в палате, за две недели до смерти. Здесь тоже трагедия творческой личности. В этом портрете есть двойственность — интерес к жизни и сознание близкого конца", — заключает куратор.
Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.