МОСКВА, 14 мар — РИА Новости. Росавиация ввела запрет на полеты самолетов Boeing 737 Max в российском воздушном пространстве. Об этом заявил глава ведомства Александр Нерадько.
«
"Росавиация <...> разослала уведомление NOTAM о том, что в воздушном пространстве Российской Федерации полеты самолетов этой модификации до особого указания запрещены. Ни вчера, ни позавчера самолеты этого типа полеты на территории России не осуществляли. Мы мониторим эту ситуацию. <...> Так что граждане могут быть спокойны", — сказал он журналистам.
Накануне эксплуатацию Boeing 737 Max приостановила авиакомпания S7, в воздушном парке которой было два лайнера этой модели.
Решение о снятии запрета примут после анализа директив и сообщений, которые будут поступать от властей США и компании Boeing, добавил Нерадько. Что касается уже заказанных Boeing 737 Max, то, по его словам, эти вопросы российские компании будут решать самостоятельно.
"Это вопрос коммерческих соглашений. Все аспекты коммерческих соглашений нам неизвестны, но наверняка там содержатся какие-то аспекты, связанные с форс-мажором, еще с чем-то", — пояснил Нерадько.
Остановить полеты всех Boeing 737 Max порекомендовала и сама компания-производитель. К такому решению в Boeing пришли после консультаций с FAA, Национальным советом по безопасности на транспорте США, авиационными властями и их клиентами по всему миру. При этом компания выразила уверенность в безопасности модели, но отметила, что рекомендовала приземлить самолеты "из-за повышенных мер осторожности и для того, чтобы успокоить авиационную общественность в части безопасности этого воздушного судна".
Крушение в Эфиопии
Россия и другие страны — США, Канада, Китай, Австрия, Франция, Италия и Швейцария, Грузия, Мексика, Индия, Япония — запретили полеты Boeing 737 Max после того, как самолет этой модели разбился в Эфиопии.
Лайнер Ethiopian Airlines потерпел крушение недалеко от эфиопского города Дэбрэ-Зэйт утром 10 марта. На борту находились 157 человек, все они погибли. Среди погибших — представители 35 стран, в том числе трое россиян.
По словам генерального директора Ethiopian Airlines, перед крушением пилоты жаловались диспетчерам на неполадки "с управлением полетом" и запросили возвращение в аэропорт Аддис-Абебы. А вот о внешних проблемах с самолетом они не говорили, добавил он.
Это вторая катастрофа с самолетами Max 8 за пять месяцев: в октябре прошлого года потерпел крушение лайнер индонезийской Lion Air. Тогда погибли 189 человек.
Накануне Федеральное управление гражданской авиации США заявило, что в катастрофах Boeing 737 MAX в Индонезии и Эфиопии есть "некоторые сходства".
Какие убытки грозят Boeing
Эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев считает, что Boeing, вполне вероятно, получит многомиллиардные иски.
"Компании могут подавать иски на компанию, опираясь на то правило, что они могли быть введены в заблуждение относительно надежности самолетов, поскольку в рекламе эта модель, модификация подавалась как наиболее надежный, как наиболее прогрессивный, как наиболее современный самолет", — сказал он РИА Новости.
Теперь авиакомпании, закупившие Boeing 737 Max, несут большие убытки из-за того, что, как оказалось, "модель недоработана".
«
"Суммы могут быть разные , но если предположить, что цена самолета, продажная, каталожная, составляет около 120 миллионов долларов, а в 2017 году были проданы приблизительно 74 самолета, то можно себе представить, какой будет размер этих исков", — сказал Беляев.
Что касается снижения акций компании, то, по мнению эксперта, это кратковременное явление. Однако конкуренты Boeing (в частности, компания Airbus) попытается использовать эту ситуацию в свою пользу, уверен Беляев.
При этом эксперт полагает, что сама Boeing не сможет отказаться от этой модели ввиду затраченных на ее разработку средств.
"Но то, что она будет их, конечно, дорабатывать и в доработку будут отправлены достаточно большие средства, которые даже для такой крупной компании, как Boeing, будут чувствительны, это безусловно", — сказал он.
Кроме того, эксперт предположил, как будет развиваться ситуация в сфере туризма на фоне этих крушений. Он считает, что "первый шок" повлияет на туристическую отрасль, но о ее полном подрыве говорить трудно. В дальнейшем, по его мнению, возможна переориентация турпотоков на те страны и направления, которые не требуют авиаперелетов, — например, внутриконтинентальные, где есть автомобильные и железнодорожные коммуникации.