Москва, 28 фев – РИА Новости, Ольга Цынская. Врач-психиатр, психотерапевт Константин Ольховой предпочитает путешествовать на автомобиле. В интервью РИА Новости доктор рассказал, как победить страх полета, нужно ли делать прививки, отправляясь в экзотические страны, чего боятся любители экстремального отдыха и почему после отпуска нужно снова отдыхать.
Мы с женой очень любим автомобили, поэтому предпочитаем автопутешествия. Вдвоем это делать и удобнее, и проще, и безопаснее. Долгое время ездили в Европу, но вдруг поняли, что совсем не знаем Россию, и последние несколько лет колесим по ее европейской части.
Автомобильное движение по автодорожной части Крымского моста
После немецких автобанов я скептически относился кроссийским дорогам. Лет семь-восемь назад наш европейский опыт путешествий начинался с совершенно убитой трассы М-9 "Балтия", но за эти годы произошли разительные перемены. Например, трасса М-4 "Дон" или трассы в Карелии абсолютно сравнимы с европейскими дорогами.
Прошлым летом съездили в Крым по Крымскому мосту, он совершенно шикарный. Впечатляет и отличная подъездная дорога - с поворотами, как на велотреке. Мне есть с чем сравнивать: однажды мы проезжали по мосту между Швецией и Данией, так вот Крымский – ничуть не хуже. Еще на полуострове активно строятся дороги. Мы и раньше бывали в Крыму, и сейчас разница между тем, что было, и что стало – колоссальная.
Запомнились поездки в Казань, Саратов, Волгоград и Астрахань. Там еще и очень вкусно - это же микс русской и татарской кухни. Если вы любите хорошо поесть и не боитесь экспериментировать с едой, вам сюда точно надо.
Казанский кремль
Такого бешбармака, как в Казани, я не ел нигде. А копченый сом в Астрахани, ростовские фрукты и овощи - нереально вкусно и вряд ли еще такое где-то встретишь.
Путешествуя на машине, в дороге попадешь в массу приключений. Часто прямо на трассе встречались с лосями, оленями, дикими кабанами. Случаются и экстремальные ситуации. Когда в Крыму еще не было моста, мы плыли на пароме, и начался шторм. 30 часов нам пришлось ждать на переправе, пока он закончится, и это было страшно.
Как профессиональный психиатр я знаю, что у путешественников есть много страхов. Один из них – страх полета. Лично для меня самолет – это очень некомфортное средство передвижения, но страха высоты я не испытываю. Если необходимо лететь далеко, я полечу, но в Питер точно отправлюсь на поезде.
Со страхом полета можно и нужно бороться, и это как раз работа психотерапевта. К страхам стоит относиться уважительно, и себя за этот страх ругать нельзя. Нужно постараться во время полета представлять "плюшки", которые ты получишь, прилетев в место назначения. Это как с походом к стоматологу: человек идет к врачу не для того, чтобы промучаться два часа в кресле, а для того, чтобы в итоге получить здоровые и красивые зубы. Так и с полетом.
С точки зрения психиатра или психотерапевта, все страхи вторичны. Фобия, как правило, закрывает страх чего-то другого, это как заплатка. Страх полета может маскировать страх смерти. В своей практике я ни разу не встречал человека, который сказал бы, что я боюсь полетов, и это моя единственная проблема. Страх полета – это верхушка айсберга.
Из практики знаю, что многие путешественники отказываются от поездок в Азию из-за страха подхватить какую-нибудь заразу, быть укушенным неизвестным насекомым или гадом. Такие фобии во многом оправданы – это смесь страха со здоровым опасением. Здесь нужно действовать по принципу: кто предупрежден, тот вооружен.
Продавцы овощей и фруктов на одной из улиц Дананга
Перед поездкой в незнакомый регион нужно подготовиться, узнать про эпидемиологическую обстановку в стране и, конечно, понимать, что лучшая защита – это здравый смысл. Например, в страны Азии в какой-то месяц ехать безопасно, в другой –категорически наоборот. Ну не нужно ехать в Южную Индию в сезон дождей.
Перед путешествием в экзотические страны следует посетить грамотного врача–инфекциониста, который объяснит, в какие месяцы при поездке в какой-нибудь Занзибар необходимо прививаться от малярии, а в какие - можно этого не делать. Тут путешественнику поможет здравый смысл и чувство самосохранения, ведь и в родном городе можно попасть под машину, переходя дорогу на красный сигнал светофора, или отравиться в дешевом привокзальном кафе.
Не объедайтесь в путешествии! Речь не только о еде.
© Depositphotos.com / lenyvavsha
Бешбармак
Не пытайтесь объять необъятное и за неделю отпуска успеть все-все-все. В итоге удовольствие от путешествия теряется, а в голове остается каша. Объедаться впечатлениями – ничуть не лучше, чем объедаться едой.
Из поездки лучше вернуться хотя бы за сутки до выхода на работу. Особенно при коротком отпуске людям хочется максимально использовать свободные дни для путешествия. И это неправильно. Необходимо вернуться из поездки заранее, чтобы одну-две ночи до момента выхода на работу поспать дома.
Существует миф, что стрессы и сбои иммунной системы у людей случаются только от негативных эмоций и проблем, но это не так. От обилия положительных эмоций человек тоже испытывает стресс и иммунитет снижается. Например, родители знают, что после шумных праздников, обилия ярких впечатлений, перевозбуждения, дети как минимум не могут уснуть, а часто даже заболевают – из-за эмоциональной перегрузки в организме случается иммунный сбой.
И пару слов об экстремальном туризме. Есть такое понятие как адреналиновая наркомания. Проживая в городе, люди имеют множество сурово-психологических проблем и мало сурово-физических.
© Depositphotos.com / Rcaucino
Альпинист на горе
Для многих экстремальный туризм – испытание себя, с одной стороны, и очень мощная перезагрузка относительно обычного течения жизни, с другой. Отрыв от цивилизации, от гаджетов – вот что человека тянет в горы или в морские глубины.
Если же говорить об экстремальном туризме с постоянным жестким риском для жизни - это уже вопрос к психотерапевту. Чаще всего человек таким образом прячет свои страхи, это своего рода гиперкомпенсация.