В конце марта на Украине предстоят выборы президента. Замглавы МИД РФ Григорий Карасин рассказал в интервью РИА Новости, чего в Москве ждут от голосования в соседней стране, как относятся к решению Киева не допускать на выборы российских наблюдателей, о перспективах переговоров в "нормандском формате", а также об отношениях России с Белоруссией и Арменией.
— Сколько представителей и в рамках каких миссий Россия хотела бы направить наблюдать за выборами на Украине? Какие меры по защите российских наблюдателей на выборах президента Украины предполагается предпринять, учитывая жесткие антироссийские настроения в этой стране?
— Мониторинг избирательных процедур в странах-членах ОБСЕ – это одно из важных направлений ее деятельности, в первую очередь Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Наблюдением за выборами занимаются и Парламентская ассамблея ОБСЕ, другие международные организации. Россия неизменно участвует в формируемых ОБСЕ мониторинговых миссиях, старается по максимуму использовать выделяемую для нашей страны квоту. Мы и сейчас готовы делегировать своих представителей в состав миссий БДИПЧ и ПА ОБСЕ, которые будут мониторить предстоящие 31 марта выборы президента Украины. Однако уже на старте избирательной кампании киевская власть заявила, что не допустит аккредитации россиян в качестве международных наблюдателей в составе этих миссий. Более того, украинские пограничники получили приказ воинственного Петра Порошенко не пропускать через границу наших граждан, которые официально были отобраны самой ОБСЕ. В свою очередь, Верховная Рада в срочном порядке внесла в действующее законодательство поправки, запрещающие в принципе российским гражданам наблюдать за всеми электоральными процессами на Украине. Очевидно, что это - прямое нарушение обязательств Украины в рамках ОБСЕ. Мы обратились в ОБСЕ за разъяснениями. Рассчитываем, что в Вене сумеют побудить Киев вести себя цивилизованно и соблюдать свои обязательства в ОБСЕ. В противном случае, авторитету Организации и ее стандартам будет причинен непоправимый ущерб.
В том, что касается упомянутых Вами "жестких антироссийских настроений" на Украине, то это изобретение майданной пропаганды и властных структур. В народе это не разделяют.
— Будет ли Россия признавать итоги выборов президента на Украине, если в страну не пустят российских наблюдателей?
— Давайте не будем опережать события и торопиться с выводами до завершения президентской гонки на Украине. Наблюдая за тем, что там происходило в последние два десятилетия, можно ожидать любых сюрпризов.
— Ожидает ли Москва улучшений отношений с Украиной после президентских выборов, учитывая, что, по данным последних соцопросов, среди кандидатов лидируют Юлия Тимошенко и Петр Порошенко?
— В Москве надеются, что на Украине рано или поздно наступит протрезвление, и к власти придут политики, способные отвечать за взятые на себя обязательства и реально оценивать ситуацию. Хочется верить, что в Киеве все-таки возобладает линия не на конфронтацию, а на конструктивный диалог с Россией. Мы готовы к прагматичному взаимодействию с Украиной на основе коренных интересов наших народов, а не конъюнктурных, сиюминутных расчетов тех или иных киевских политиканов.
— Москва заявляет, что пока Киев не начнет выполнять свои обязательства, проводить встречи в "нормандском формате" нет смысла. Означает ли это, что пока Киев не приступит к выполнению Минских соглашений, встреч в "нормандском формате" проводиться не будет ни на министерском, ни на президентском уровнях?
— Российская сторона уже неоднократно говорила, что в условиях хронического нежелания Киева выполнять договоренности, достигнутые лидерами России, Германии, Франции и Украины на их встречах в Париже в октябре 2015 года и в Берлине в октябре 2016 года, проведение новых саммитов в "нормандском формате" превращается в формальность. Напомню, что по предложению мининдел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера был найден непростой компромисс относительно имплементации положений Минских соглашений, касающихся законодательного закрепления постоянно действующего особого статуса Донбасса в увязке с проведением в регионе местных выборов. Сформулированная им тогда "формула" была единодушно поддержана всеми, включая и Петра Порошенко. Но дальше слов дело на Украине, к сожалению, не пошло. Такая же участь постигла и поддержанный лидерами "нормандской четверки" процесс разведения сил и средств сторон в трех районах – населенных пунктах Золотое, Петровское и Станица Луганская. Договоренности должны работать и выполняться. В противном случае обесцениваются как усилия тех, кто стоял за ними, так и формат, в рамках которого они были достигнуты. А этого не хотелось бы.
— Считает ли Москва правомерным увязывание спецпредставителем Госдепа США Куртом Волкером сроков своего приезда в Москву с освобождением украинских моряков? Значит ли такая постановка вопроса, что в ближайшие годы мы не увидим Волкера в Москве?
— Звучит устрашающе. Действительно, Курт Волкер неоднократно озвучивал такую позицию. Для ее усиления Госдепартамент даже грозит дополнительными санкциями в случае, если украинские моряки не будут отпущены. Хотя американская сторона прекрасно осведомлена, что речь идет не о каких-то невинных жертвах, а о лицах, совершивших нарушение российской государственной границы. В отношении них сейчас ведется уголовное разбирательство. Слово – за судом.
Правда, не очень похоже, что американского спецпредставителя на самом деле беспокоит судьба моряков. Иначе он бы изначально по-другому подходил к своим обязанностям, занимался поиском путей устойчивого мирного урегулирования внутреннего конфликта на Украине. Однако с момента своего назначения в 2017 году Курт Волкер последовательно проводил линию не на налаживание диалога между конфликтующими сторонами – киевским режимом и Донбассом, а на усиление военно-технического сотрудничества Вашингтона с Киевом, подталкивая его к силовому варианту действий, поставку ВСУ летальных вооружений. Это само по себе противоречит духу Минских договоренностей, реализации которых он должен был содействовать в соответствии со своим мандатом.
Спецпредставитель чрезмерно словоохотлив и не раз открыто выходил за рамки своих полномочий. Чего только стоят его призывы к европейским странам отказаться от поддержки "Северного проекта - 2", ввести новые санкции против России. Все это не укладывается в логику добросовестного посредничества в снятии напряженности.
Тем не менее, со своей стороны неоднократно заявляли, что Россия открыта для конструктивного взаимодействия с американскими коллегами по такому важнейшему вопросу как урегулирование кризиса на Украине на основе минского "Комплекса мер" от 12 февраля 2015 года.
— Когда ожидается проведение заседания рабочей группы по урегулированию проблемных вопросов Белоруссии и России, о которой была достигнута договоренность в конце 2018 года? Что планируется обсудить на первом заседании этой группы?
— Рабочую группу, которую Вы назвали, правильнее было бы обозначать как группу по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Задачей группы является не решение отдельных проблемных вопросов российско-белорусских отношений, а определение направления дальнейшей интеграции в целом. Созданы российская и белорусская части рабочей группы, которые возглавляют министр экономического развития России Орешкин и министр экономики Белоруссии Крутой. В настоящее время идет формирование позиций сторон по вопросам, касающимся выполнения союзного Договора.
Так что рабочий процесс продолжается.
— Власти Армении добиваются снижения цены на газ от России. Может ли Россия пойти на это и при каких условиях?
— Поставки российского природного газа осуществляются по льготным, по сравнению с мировыми, ценам, определяемым на договорной основе. В связи с окончанием 31 декабря 2018 года срока действия контракта купли-продажи газа между ООО "Газпром экспорт" и ЗАО "Газпром Армения", было подписано дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым цена на газ для Армении в 2019 года установлена на уровне 165 долларов США за 1000 куб. м. Следует также учитывать, что российским экспортером не применялся перерасчет цены газа в зависимости от калорийности (поставляемый нами природный газ отличается повышенной теплоемкостью). Это де-факто представляет собой дополнительную коммерческую скидку, отражающую союзнический характер отношений между нашими странами. Поставки газа из России (около 2 млрд кубических метров ежегодно) полностью обеспечивают потребности республики.
Считаю уместным добавить, что союзнические отношения между нашими странами носят масштабный характер во всех областях и не ограничиваются вопросами ценообразования на поставки российского газа.