Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета пройдет в Сочи в 12-й раз с 14 по 24 февраля. Он традиционно формирует тенденции развития как российской, так и мировой культуры и привлекает на курорт не только мировых звезд, но и многочисленных туристов. В интервью РИА Новости маэстро рассказал о том, как за годы существования зрители и артисты стали друг другу родными, почему критикам необходимо знать, сколько сюит написал Бах и чему обязательно нужно учить современных композиторов. Беседовала Валерия Высокосова.
— На Международном фестивале искусств в Сочи традиционно ожидается несколько мировых премьер, множество интересных мероприятий и событий. Могли бы рассказать, чем он дорог вам лично?
— Я бы немного подробнее окрасил понятие фестиваля: он объединяет все жанры, он уникален. Фестиваль живет и процветает. У нас своя публика, каждый год приезжает все больше и больше людей из разных городов России и даже зарубежных стран специально на фестиваль. Меня очень радует, что на фестивале рождаются премьеры, которые потом доказывают свою жизнеспособность. Один из ярких примеров – спектакль "Не покидай свою планету" с Константином Хабенским. Он стал визитной карточкой, мы решили, что будем повторять его каждый раз. В Москве он идет два раза в месяц. Если вы позвоните мне в день спектакля и скажете: "Я хочу прийти", - при всей любви и уважении посадить я вас не смогу. У нас мест нет, но и рекламы нет. Это сарафанное радио – и всегда Sold Out. Уже несколько лет. Пауза небольшая была, когда у Кости были съемки, он носил бороду и не мог играть Принца.
И конечно, я каждый год жду с нетерпением наступление февраля, когда мы снова окажемся в Сочи и будем заниматься 100% творчеством. Так и в этом году период с 14 по 24 февраля для меня очень особый. То, что мы запланировали в этом году, это нечто особенное, каждый вечер фестиваля, я надеюсь, будет именно творческим событием, открытием и откровением, что для участников фестиваля, что для зрителей. И я этому очень рад, даже заранее.
— На фестивале тоже всегда полные залы?
— Да. Но опять же интересно наблюдать, что привлекает зрителя больше. Бывает, в зале яблоку негде упасть, бывает, что есть свободные места.
— А что интересно зрителю?
— Я думаю, они не были готовы к классике 12 лет назад, но они приходили на имена. Мы воспитывали зрителей, а они воспитывали нас. Взаимный рост привел к тому, что сейчас мы делаем любую программу абсолютно спокойно. Зрители готовы к тому, что они услышат мировые премьеры, - в каждом фестивале их минимум три, - они готовы к современному искусству, готовы к классике. Они наши зрители, а мы – их артисты. Мы породнились. Переоценить это трудно. Но мы развиваемся.
— Могли бы рассказать подробнее, как изменился фестиваль?
— На фестивале сейчас множество образовательных программ – например, школа для молодых журналистов. Они должны быть в курсе, знать, например, сколько Бах написал сюит для скрипки или виолончели. Есть одна поучительная история про критиков. Фантастический дирижер Геннадий Рождественский однажды исполнял симфонию Гайдна, где постепенно оркестр должен рассыпаться, играть фальшиво, останавливаться. В партитуре написано, что дирижер крикнет цифру, - и все начнут с определенного места, чтобы доиграть произведение. Все было сделано так, как в партитуре. Критик написал, что музыканты не знали произведения, остановились, дирижеру пришлось назвать цифру. Правда? Правда. Но так и написал композитор. Рождественский подал в суд – и выиграл по тем временам 800 долларов. Судья увидел, что так и задумано, а журналист все воспринимал всерьез. Идея мастер-классов – дать критикам знания, а дальше слушать самые разные мнения, поскольку это очень интересно.
— Какие еще образовательные программы ожидают участников?
— Помимо школы журналистов у нас в рамках фестиваля пройдет традиционная Международная музыкальная академия с занятиями в четырех департаментах и с совершенно невероятным педагогическим составом. Пройдет Зимняя школа поэзии, лаборатория видео-арта, фотошкола, впервые пройдет Школа драматургов. И конечно огромным событием фестиваля станет приезд к нам впервые в гости целого фестиваля "Территория", где помимо спектаклей и лекций пройдет огромное количество занятий по разным театральным направлениям. И скажу честно, я очень рад такого огромному разнообразию образовательных проектов. Для меня очень важно, что мы оставляем после себя что-то долгосрочное благодаря фестивалю. Не просто концерты, постановки, премьеры, но и создаем возможности для долгосрочного развития самой профессиональной среды на фестивале.
— К слову о критиках: сейчас же композиторы создают какие-то, возможно экстравагантные, вещи. Как вы относитесь к новой музыке? Нравится ли вам вообще экспериментировать?
— Я открыт к новым произведениям более, чем кто-либо другой, потому что изначально был голоден до репертуара. У меня не было концертов Моцарта, Бетховена, Прокофьева, Шостаковича или Чайковского. Вместе с альтом я брал таких авторов, которых даже не слышали, - Хоффмайстера, например. Он жил в одно время с Моцартом, общался с ним и бесконечно одалживал ему деньги, а долги забирал квартетами. Это же потрясающе. Я играл Хоффмайстера много-много лет в благодарность за то, что он дружил с Моцартом. Но и сейчас на нашем фестивале прозвучит сразу несколько мировых музыкальных премьер. Их по нашему заказу написали композиторы из Германии, Бельгии, России и Китая. Но совершенно уникальным, особенным событием станет исполнение произведения, которое написано не человеком, а нейросетью "Яндекса" - искусственным интеллектом. Оно написано специально для меня и оркестра "Новая Россия". Мы исполним его 24 февраля на гала-концерте закрытия фестиваля. Вот это будет сюрприз так сюрприз, мне самому интересно услышать и сыграть то, что компьютер сможет написать для альта с симфоническим оркестром.
— На фестивале в Сочи будет проходить конкурс молодых композиторов. Вы, получается, ищете новое?
— Я давно начал искать, еще в Московской консерватории на кафедре композиции. Там работает мой друг Александр Чайковский, замечательный композитор, который много написал и для меня. Мы с ним объявили конкурс на произведение лет 15 назад. Я хотел посмотреть, чем дышит молодежь, какие умозаключения, фантазии возникают у них, потому что наступила какая-то пустота. Мы отобрали девять произведений внутри консерватории. Наша ошибка состояла в том, что мы не лимитировали состав оркестра. Получилось, что исполнять написанное сложно. Все понимали, что произведение написано для альта, но в каком обрамлении мы не продумали. Ошибку исправили в Сочи – организовали настоящий международный конкурс композиторов. В этом году он пройдет уже в пятый раз и за это время просто невероятно выросло количество заявок от тех, кто хочет в нем участвовать. Да и скажу честно, само качество музыкальных произведений, которые мы слушаем в Сочи в финале, очень подросло. Что, несомненно, приятно - значит, идея была изначально живая и нужная!
— Сейчас эта пустота, о которой вы говорите, уже полностью заполнена?
— Нет, пока еще нет. Сегодня приехал мой драгоценный друг Кристьян Ярви, и я впервые ознакомился с его новым произведением, написанным специально для меня. Там такое солнце, оптимизм, радость. Это подарок. Но и у нас есть молодой композитор Кузьма Бодров, он написал очень хороший альтовый концерт, премьеру которого мы как раз пару лет назад исполнили в Сочи на фестивале. Это репертуарное, очень полезное, вкусное, настоящее произведение. Сочи – это лаборатория, там рождаются произведения и не только, ведь именно там родился и Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Он впервые выступил там, сейчас будет выступать на гала-концерте на открытии фестиваля.
— Чем сейчас живет юношеский оркестр?
— На последнем прослушивании мы отсмотрели более 650 человек в 16 городах России, от Владивостока и Хабаровска, до Краснодара, Ярославля, Санкт-Петербурга. Самое приятное и важное в этой истории то, что с нами они проходят хорошее воспитание. Мы учим их, как играть в оркестре, когда рядом еще музыканты разного возраста и из разных городов. Многие сталкиваются с этим в первый раз. Это серьезная задача. Кто не проходит в оркестр по конкурсу сразу, мы подтягиваем, даем им возможности в будущем. У нас же на сегодня по всей стране работает 13 региональных образовательных центров для молодых профессиональных музыкантов. У нас возраст в оркестре от 11 до 22, основной костяк – от 14 до 17 лет. Потом с болью надо расставаться. Но устраиваются они хорошо, мы следим, стараемся помогать. Это потрясающая вещь, которая занимает мое время и душу.
— Получается, хороших исполнителей много, но при этом существует недостаток произведений. Чего не хватает молодым композиторам? Как их нужно учить?
— Их нужно учить основе. А если серьезно, нужно просто смиренно ждать, когда родится новый Моцарт. Я им не завидую, я ведь сам не композитор. Но должен сказать, что примерно раз в два года ко мне приходит желание изобразить в нотах какое-то состояние. Иногда я даже нескромно демонстрирую свои композиторские вещи. Я уверен, что если честно работать, то все приложится.