МОСКВА, 24 янв — РИА Новости, Анна Михайлова. В прокат выходит документальный фильм "BEEF: Русский хип-хоп", над которым рэпер Рома Жиган работал больше семи лет. В полуторачасовой ленте ему удалось показать историю целого музыкального направления глазами его непосредственных участников — в картине снялись 130 рэперов. Корреспондент РИА Новости одним из первых посмотрел кино об изнанке русского хип-хопа.
Поклонники ждали "BEEF" долго: все началось еще в 2011-м, когда по Сети разлетелось видео конфликта Ромы Жигана и его коллеги по цеху Schokk. То был, пожалуй, первый публичный "биф" в русском хип-хопе (beef, "говядина" по-английски, на сленге означает рэперские разборки).
© Предоставлено Russian Film Group
Кадр из фильма "BEEF: Русский хип-хоп"
Стоит сразу разочаровать тех, кто ждал от фильма "мяса". Непосредственно этой стороне хип-хоп-культуры там уделено не так много внимания, чтобы произвести скандал. И хотя в разгар премьерного показа в зале таки вспыхнула потасовка, а каждый зритель получил в подарок рыбу с надписью "Держи леща", все это, очевидно, было лишь частью шоу. В ленте режиссер делал ставку на другое.
"BEEF" — это не летопись насилия, а подробная и довольно морализаторская антология русского рэпа. Жиган ведет повествование с начала начал — с постперестроечных лет, когда в страну вместе с экономическими проблемами хлынули западные музыка, одежда, кумиры. О первом знакомстве с рэпом на камеру откровенно рассказывают как "корифеи" вроде Шеффа, Басты, Децла, Каспийского Груза, так и современные звезды: Хаски, Оксимирон, L'one, Скриптонит, Face.
© Предоставлено Russian Film Group
Кадр из фильма "BEEF: Русский хип-хоп"
Для непосвященного зрителя в этом нет ничего удивительного, но, если знать, сколько конфликтов и взаимных претензий между многими участниками проекта, поневоле проникаешься уважением к упорству Жигана. О записи некоторых коллег он договаривался не один год — то гастрольные графики не совпадали, то личные обиды мешали. Почему в этом сообществе так важны личные взаимоотношения, легко понять из первой части фильма.
Рэперская тусовка здесь представлена не просто как музыкальный бизнес, а как убежище для потерянных, непонятых, "невписывавшихся". Вспоминая подростковые годы, многие сегодняшние звезды признаются, что рэп спас от того, чем закончилась жизнь некоторых их товарищей по двору. Тем не менее картина далека от идиллической — фильм честно показывает, что и русский хип-хоп не облегчал жизнь, а, наоборот, делал опаснее.
© Предоставлено Russian Film Group
Кадр из фильма "BEEF: Русский хип-хоп"
За подростками в мешковатых штанах, слушавших "музыку черных", охотились неонацисты и представители других агрессивных молодежных движений. Проблемой было благополучно вернуться домой с концерта. Российские рэперы даже создали собственную боевую единицу, "дружину", которая помогала подросткам отбиваться от нападающих, — White Smoke Clan.
От трудностей 1990-х Жиган переходит к "сытым" годам, когда российские рэперы познали успех и сопутствующие ему соблазны. Тема губительных зависимостей, унесших жизни многих российских и зарубежных звезд хип-хопа, показана неожиданно зрело и взвешенно. Режиссер позволяет героям свободно полемизировать: одни выступают за самоцензуру, другие считают, что на музыканта нельзя возлагать ответственность за воспитание молодежи, призывая разделять творчество и реальную жизнь.
© Предоставлено Russian Film Group
Кадр из фильма "BEEF: Русский хип-хоп"
Самое "сочное" припасено под конец. Жиган оправдывает название фильма, погружаясь в перипетии личных взаимоотношений между героями. Режиссер разбирает несколько самых громких "бифов" в истории русского рэпа, предлагая зрителю версии обеих сторон конфликта. Здесь на сцену выходят не только сами музыканты, но и организаторы наиболее цивилизованной формы разборок — словесных баттлов.
Организаторы и участники баттлов рассказывают о табу и границах, которые они готовы перейти, чтобы задеть соперника. При этом режиссеру удается сохранять баланс музыкального и личного. Жиган показывает не столько закулисье хип-хопа, сколько его изнанку — от творческой, бунтарской начинки до внешнего лоска и эпатажа. Это очень мужской мир, где за слова, даже если это слова песни, нужно отвечать, а между понятиями "семья" и "братство" ставится знак равенства.
© Предоставлено Russian Film Group
Кадр из фильма "BEEF: Русский хип-хоп"
В итоге перед зрителем — амбициозная попытка объяснить, почему, несмотря на период относительного забвения, русский рэп внезапно захватил современное поколение и стал музыкальным направлением номер один. Впрочем, фильм скорее вызовет ностальгическую улыбку у знатоков, чем усилит интерес к феномену русского хип-хопа у сторонней аудитории.