Эксперт: решение о подъеме подлодки времен ВОВ должно быть взвешенным

Читать на сайте Ria.ru
ТРОМСЁ (Норвегия), 23 янв – РИА Новости. Решение о подъеме немецкой подводной лодки времен войны U-864, затонувшей в годы войны в районе норвежского Бергена с грузом ртути на борту, должно быть взвешенным и обоснованным, ситуация в данный момент не является критической, а экологи, обратившиеся к российской стороне за помощью, не являются авторитетными в Норвегии, сообщил РИА Новости начальник отдела морского транспорта и арктических исследований организации Bellona Сигурд Энге.
В среду в Москве прошла пресс-конференция, на которой руководитель центра экологического консалтинга и мониторинга "Помор" Тимофей Суровцев заявил о том, что разлив ртути, который может произойти на затонувшей недалеко от норвежского Бергена немецкой подводной лодке U-864, уничтожит все российское рыболовство в Арктике. В своем выступлении Суровцев ссылался на мнение руководителя Союза охраны природы Норвегии Курта Оддекальва.
Эколог: подлодка времен ВОВ угрожает рыболовству России в Арктике
"Мы не хотим, чтобы Норвегия причиняла острое загрязнение, которое останется в морской среде на тысячи лет. Поэтому мы просим, чтобы российские власти связались с правительством Норвегии, с премьер-министром Эрной Сульберг и попросили Норвегию прекратить прикрытие и поднять остатки ртути", - говорится в обращении Оддекальва, которое есть в распоряжении РИА Новости.
В тексте он выражает надежду на то, что Россия поможет норвежцам "сосредоточиться на проблеме загрязнения в Норвегии так же, как Норвегия помогла России очистить загрязненные порты на Кольском полуострове в 1990-х годах". Сам Оддекальв сообщил РИА Новости, что направил это письмо российскому консулу в Киркенесе Сергею Шатуновскому-Бюрно.
Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики
Однако не все норвежские экологи поддерживают позицию Оддекальва. Эксперт организации Bellona считает, что картина, описанная Оддекальвом, далека от реальности, и сегодня речь не идет о необходимости срочного решения этой проблемы.
"В Норвегии проводилось множество исследований, чтобы выяснить, что делать с этой лодкой. Необходимо найти наиболее безопасный вариант. Лодка 70 лет пролежала на грунте, расколовшись на две части, и ее подъем может нанести больший вред окружающей среде, чем оставление на дне", - пояснил Энге.
В Норвегии министр рыболовства ушел в отставку после отпуска в Иране
Он рассказал о том, что в 2013 году было принято решение поднимать лодку, однако оно было отложено из-за необходимости еще раз убедиться в том, что подъем не представляет риска для окружающей среды.
"До сих пор окончательное решение не принято, но в любом случае эта проблема не требует немедленного решения, и оно должно быть принято в ближайшие годы. По нашим оценкам, лет пять у нас есть в запасе. Что касается Оддекальва, экологические организации Норвегии не работают с ним, он "конспиративный теоретик", не думаю, что его выводы имеют отношение к реальному положению дел", - считает представитель Bellona.
Он добавил, что норвежские научные организации проводят постоянны и тщательный мониторинг в районе затопления лодки, и ситуация находится под контролем.
Немецкая подлодка U-864 была потоплена вблизи Бергена в конце Второй мировой войны. У нее на борту груз из 65 тонн ртути. Сегодня лодка находится на глубине 150 метров у острова Федье. В 2017 году над лодкой был сооружен саркофаг и насыпан курган из 35 тысяч тонн песка и 160 тысяч тонн горной породы.
Курт Оддекальв известен тем, что несколько лет назад разослал письма правительствам нескольких европейских стран (в том числе и России), являющихся основными покупателями лосося, в котором предупреждал о том, что садковая семга напичкана веществами, опасными для здоровья человека. Однако правительство Норвегии назвало утверждения Оддекальва недостоверными, подкрепив свою позицию исследовательскими данными.
Обсудить
Рекомендуем