Павел Кудрявцев: ВТБ предлагает клиенту то, что нужно ему в данный момент

Читать на сайте Ria.ru
Одним из ключевых направлений стратегии розничного бизнеса ВТБ является дальнейшее увеличение портфеля средств состоятельных клиентов, который, по данным банка, за нынешний год вырос на 25%. О трендах в сегменте "Привилегия", внедрении цифровизации и "переосмыслении приоритетов" корреспонденту РИА Новости Юлии Чичериной рассказал старший вице-президент, руководитель департамента по работе с состоятельными клиентами банка ВТБ Павел Кудрявцев.
- Павел Андреевич, как прошел этот год для ВТБ, насколько вырос портфель средств состоятельных клиентов банка, какова доля банка на этом рынке?
- Для нас этот год завершается успешно. Портфель активов под управлением в ВТБ* составил более 1,3 триллиона рублей, прибавив 250 миллиарда рублей с начала года. На текущий момент клиентами программы "Привилегия" являются более 460 тысяч человек. Доля банка ВТБ на рынке состоятельных клиентов за год выросла на 6% и на сегодняшний день, по нашей внутренней оценке, составляет около 48%.
Мы видим, что валютные предпочтения клиентов практически не изменились - основная часть средств в их портфеле размещена в рублях. Доля валюты в течение года оставалась приблизительно одинаковой, колеблясь в границах 25-30%. На текущий момент она составляет 27%.
- В этом году ВТБ пересмотрел свою модель работы с состоятельными клиентами. Какие конкретные шаги вы сделали для владельцев "Привилегии", использовали ли опыт персонального банковского обслуживания - Private Banking?
- Профиль клиентов в "Привилегии" более разноплановый, что потребовало развитие этого сегмента сразу в нескольких направлениях. Во многом мы, действительно, опирались на уже отработанную практику работы в Private Banking – персональном банковском обслуживании для состоятельных клиентов. В частности, мы сделали программу "Привилегия" более заточенной на потребности клиентов и актуализировали в соответствии с последними рыночными тенденциями. Еще одно новшество – бесплатное обслуживание в случаях, когда клиент, например, размещает средства объемом от 2 миллионов рублей, ежемесячно совершает транзакции по картам или получает зарплату на счет в нашем банке на определенные суммы. Теперь мы в портфеле клиента учитываем не только депозиты и текущие счета, но и средства в инвестиционных продуктах, линейку которых мы значительно расширили.
ВТБ намерен увеличить ставки по ипотеке
Пакет бонусных опций увеличился по аналогии с тем, как они представлены в розничном пакете "Мультикарта", но сделали их более интересными для клиентов нашего сегмента. Так, пакет "Привилегия Мультикарта" сочетает в себе наилучшие условия банка по бонусным программам: возврат части стоимости покупки на счёт покупателя (cash-back) до 16%, процент на остаток на счете, сопоставимый с уровнем ставки по вкладу, денежные переводы и снятие наличных в банкомате без комиссии.
В середине года мы запустили программу начисления повышенных баллов за оплату покупок через платежные онлайн сервисы Pay различными устройствами: телефон, часы и так далее. Выбирая в пакете бонусную программу "Путешествия", клиенты смогут получить до 6% начислений в виде миль на свой счет и в дальнейшем потратить их на оплату туристических поездок.
Сегодня почти четверть наших клиентов уже перешли на новую программу. Уверен, что в течение года-полутора ей будут пользоваться все клиенты сегмента "Привилегия".
- Какие тренды сегодня можно наблюдать на рынке банковского сервиса для состоятельных клиентов?
- Важный тренд в клиентском поведении – это разнообразие в выборе финансовых продуктов. Всего несколько лет назад, в период высоких процентных ставок, состоятельные клиенты в качестве инструмента сбережения предпочитали простые депозиты и распределяли средства в нескольких банках. Сегодня ситуация на рынке складывается таким образом, что ставки по вкладам у ключевых игроков отличаются уже не так сильно. Кроме того, некоторые банки запускают программы, поощряющие расширение объемов сотрудничества с банком, а также стимулируют наращивать размещаемый объем средств.
Банк ВТБ подтвердил высокий уровень прозрачности корпоративных закупок
- Да, но как же принцип "не класть все яйца в одну корзину", ведь клиенты раскладывают средства между банками, в том числе и в целях страхования?
- Это верно, диверсификация важна. Но ее тоже можно добиваться по-разному. Распределяя средства в депозиты нескольких банков, клиенты снижают риски без роста доходности. Но при этом несут дополнительные временные затраты и, возможно, финансовые – на поддержание обслуживания в нескольких банках. Мы сегодня предлагаем более современные способы диверсификации – между несколькими финансовыми инструментами в одном банке, что не только не увеличивает риски, но и позволяет пользоваться преимуществами портфельного подхода. Персональный менеджер, понимая возможности и потребности клиента, рекомендует клиентами "Привилегии" наиболее оптимальный портфель финансовых продуктов. В нашем лице клиент также приобретает надежность банка с государственным участием – этот аспект играет все большее значение.
- Наличие квалифицированного персонального менеджера - это хорошо, но, наверное, не везде они есть, и не все владельцы "Привилегии" любят ходить в офис. Какие форматы обслуживания вы предлагаете для своих клиентов?
- На сегодняшний день в ВТБ работает 47 выделенных офисов "Привилегия". Все они расположены в крупных городах. В столице их 14, в Санкт-Петербурге - шесть. Отмечу, что обслуживание привилегированных клиентов происходит не только в выделенных офисах, но и в более чем 530 зонах "Привилегия" розничных филиалов. При развитии сети в первую очередь мы отталкиваемся от потока клиентов и их запросов. По нашим наблюдениям, среди состоятельных клиентов произошло своего рода "переосмысление приоритетов": на первое место они ставят быстроту обслуживания, удобное расположение офиса, высокую компетентность сотрудников и отсутствие очередей. Все это мы им предоставляем в полном объеме, поэтому сейчас нет необходимости в активном наращивании количества выделенных офисов.
УК ВТБ Капитал снизила комиссию до 1% по фонду "ВТБ – Индекс Мосбиржи"
Более актуальным является внедрение в банковский сектор цифровизации - перехода к онлайн-сервисам. Люди стали больше ценить свое время и все чаще осуществлять свои коммуникации удаленно. В связи с этим многие банки, в том числе и ВТБ, активно развивают сайты, дистанционные каналы, которые становятся все более функциональными. Примечателен факт, что среди состоятельных клиентов проникновение использования интернет- и мобильного банка является наиболее высоким среди всех клиентских сегментов (86% и 80% соответственно).
- Как для таких клиентов вы доносите идею портфельного подхода в размещении средств?
- В этом году банк запустил и постоянно развивает мобильное приложение "ВТБ Мои Инвестиции", которое позволяет управлять портфелем ценных бумаг, валют, а также производных финансовых инструментов в онлайне. Там нет минимальной суммы входа, начать можно с любого уровня. Сервис не просто помогает совершать сделки на бирже и на внебиржевых рынках, но и дает актуальную аналитику от ВТБ Капитал в удобном и понятном формате. Для менее подготовленных клиентов программа может порекомендовать модельный портфель и сформировать его условно "в два клика".
- Как раз об инвестиционных продуктах. В начале года вы озвучили, что ВТБ планирует существенно нарастить их портфель.
- Нам это удалось. Портфель инвестиционных продуктов "Привилегия" за текущий год вырос почти в два раза и на сегодняшний день превысил 180 миллиардов рублей. Но важен не только абсолютный рост, но и то, что менее чем за год нам в данном сегменте удалось увеличить проникновение в портфелях средств клиентов до 13%. Существенный рост доли инвестиционных продуктов свидетельствует о кардинальном изменении предпочтений клиентов. Пусть пока осторожно и постепенно, но они готовы инвестировать. Это, в свою очередь, демонстрирует их растущую роль в обеспечении экономики долгосрочными инвестициями, и банки выступают важным звеном этого механизма, адаптируя возможности финансового рынка под потребности розничных клиентов.
Задорнов: навязывание банкам "каникул" по ипотеке приведет к росту ставок
- Какие инвестиционные продукты пользуются спросом у клиентов?
- В этом году, согласно данным портала infestfunds.ru, ВТБ стал лидером по привлечению клиентов в открытые инвестиционные паевые фонды, которое, по нашим оценкам, составит почти 25 миллиардов рублей. В следующем году мы ожидаем сопоставимые темпы роста. Помимо коллективных инвестиций, клиенты активно наращивают средства на брокерских счетах, их остатки увеличились в 1,5 раза. Также продолжают пользоваться популярностью инструменты инвестиционного и накопительного страхования жизни, объем которых вырос на 75%.
Отмечу также увеличение спроса на облигации ВТБ - как обычные, так и структурные. В этом году мы провели несколько размещений на общую сумму около 50 миллиардов рублей. Объем спроса бумаг с купоном 8,15% годовых в последнем размещении значительно превысил наши ожидания, поэтому мы продолжим такие размещения и в следующем году. В начале года мы также планируем предложить клиентам новые типы облигаций.
- Расскажите о планах на следующий год, за счет чего планируете продолжить рост бизнеса?
- На следующий год мы ставим себе амбициозные планы - превысить отметку в 500 тысяч человек по количеству клиентов сегмента "Привилегия" и нарастить портфель активов под управлением до 1,8 триллиона рублей, продолжая увеличивать проникновение инвестиционных продуктов.
Банк ВТБ выступил генеральным спонсором выставки "Пикассо & Хохлова"
С точки зрения сервиса, ключевым, на мой взгляд, должно стать управление знаниями о нашей аудитории и формирование адресного предложения. Клиенты ценят персональный подход, а для состоятельной категории – это и вовсе базовое требование. Наша задача – предложить клиенту ровно то, что нужно ему в конкретный момент. Например, если мы видим, что он оплатил авиабилеты по нашей карте – накануне вылета напомнить, что у него есть бесплатные проходы в бизнес-зал. Если мы видим, что он периодически посещает и оплачивает счета в одном и том же ресторане – предложить там персональную скидку. Примеров может быть много, но общий подход должен быть именно таким.
Долгосрочная перспектива имеет аналогичные ориентиры - оставаться на лидирующих позициях в сегменте обслуживания состоятельных клиентов и сделать наш сервис номер один для еще большего количества клиентов.
*Банк ВТБ (ПАО), Генеральная лицензия Банка России № 1000. Возрастное ограничение 18+.
Обсудить
Рекомендуем