Россию и Италию связывают многовековые узы дружбы, во многом основанные на плодотворном культурном сотрудничестве. В среду в Риме завершается культурный проект "Русские сезоны", который на протяжении 2018 года проходил по всей Италии. О том, что эта инициатива дала для укрепления двусторонних связей между РФ и Италией, а также о перспективах нашего культурного сотрудничества в контексте антироссийских санкций корреспонденту РИА Новости в Риме Сергею Старцеву рассказал министр культурного наследия и культурной деятельности Италии Альберто Бонисоли.
— Господин министр, сегодня вечером в Риме состоится торжественная церемония закрытия крупного культурного проекта "Русские сезоны". Что вы можете сказать об этой инициативе и существуют ли уже новые проекты в области культурного сотрудничества между Россией и Италией?
— Фестиваль "Русские сезоны" стал исключительно важным событием в области культурного сотрудничества между нашими странами. Участие миллионов людей в сотнях мероприятий, прошедших во многих городах нашей страны, наглядно продемонстрировало успех этой разнообразной культурной программы высочайшего уровня.
В 2019 году предусмотрены многочисленные двусторонние проекты, начиная с двух важных выставок, которые будут торжественно открыты будущей весной. Речь идет о выставке "Жизнь и искусство в городе Помпеи" в Эрмитаже, которую я представил директору этого музея Михаилу Пиотровскому в ноябре во время Санкт-Петербургского международного культурного форума. И о выставке, посвященной искусству Антонио Кановы в Неаполе, проведение которой стало возможным именно благодаря предоставлению произведений из собрания Эрмитажа.
Но богатство и многообразие отношений в области культуры между двумя нашими странами не ограничивается только инициативами, привлекающими к себе большое внимание. Существует многообразная сеть контактов и синергии в самых разных сферах, которые простираются от реставрации до охраны культурного достояния и затрагивают все области культуры и искусства, включая образовательную отрасль. Кстати, мы с удовлетворением отмечаем рост числа российских студентов в наших академиях изящных искусств, причем как государственных, так и частных. Это свидетельство той притягательной силы, которую по-прежнему открывает в Италии российская молодежь.
— Вы только что упомянули о VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме, где Италия имела статус страны-гостя. Какое впечатление осталось у вас от этого крупного культурного события?
— Санкт-Петербургский форум стал уникальным моментом для сопоставления позиций и диалога по наиболее актуальным и значимым проблемам для всего международного культурного сообщества, и тот факт, что Италия стала страной-гостем форума, позволил нам наилучшим образом использовать потенциал этого неординарного события.
Одновременное присутствие в Северной столице России значительного числа видных и высокопрофессиональных деятелей культуры, в том числе высокопоставленных представителей министерств, директоров крупнейших музеев, представителей академического сообщества и художественного мира, позволило нам вести обсуждение с российской стороной в рамках реальности, которую я нашел динамичной и стимулирующей. Не случайно во время форума впервые собралась двусторонняя рабочая группа по проблемам культуры, где я председательствовал с итальянской стороны, которая была нацелена на раскрытие огромного потенциала нашего сотрудничества.
В то же время в ходе форума у меня была возможность установить плодотворные контакты как с многочисленными российскими собеседниками, так и с коллегами из других стран, создавая таким образом основу для будущего взаимодействия. Я всегда считал, что культура представляет собой неотъемлемый инструмент диалога и сближения между народами. Тот факт, что на форуме одновременно присутствовали министры культура Катара (он, как и Италия, имел статус страны-гостя) и Саудовской Аравии укрепил меня в убеждении, что культурная дипломатия является необходимым инструментом международной политики.
— В последнее время отношения между Россией и Западом заметно ухудшились, в том числе и в связи с санкционной политикой против нашей страны. Несмотря на это культурный обмен между РФ и Италией никогда не останавливался. Как вы оцениваете нынешний уровень культурных связей между нашими странами и какова линия вашего министерства в этом отношении?
— Италия и Россия связаны крепкими узами дружбы, которая в значительной степени основывается как раз на культурных связях, всегда объединявших наши народы. Хотел бы подчеркнуть, что именно благодаря этим связям в последние годы нам удалось сохранить живыми отношения между нашими странами, потому что культура выступила в качестве определяющего фактора для развития сотрудничества во многих других областях.
Уровень отношений между Италией и Россией в области культуры, несомненно, можно назвать высочайшим. Невозможно даже в полной мере описать весь тот комплекс инициатив, который их характеризует, не ограничиваясь различными акциями и манифестациями. Он находит свое выражение в плотной сети контактов и сотрудничества, затрагивающих все области и берущих свое начало в связях между двумя народами, которые в культуре и искусстве нашли область общих интересов и взаимного притяжения.
В этой связи полагаю, что задачей нашего министерства должно быть не столько подтверждение исключительного уровня отношений, сколько оказание любой возможной поддержки развитию синергии между мириадами уже существующих инициатив, которые, однако, могли бы иметь большее воздействие, если бы оказались встроены в мультидисциплинарную систему.
Важно наладить совместную работу, чтобы усилить активность на всех направлениях, в том числе в театре, танцах, музыке, кинематографе, музейном деле, реставрации, библиотечном и архивном деле, а также в сфере охраны культурного наследия и в более широком смысле креативной индустрии. И помимо этого, содействовать систематизации взаимного познания. В этом отношении было бы полезно активизировать обмен опытом, в том числе в области профессиональной подготовки.
— Профессор Бонисоли, о вас часто говорят, как о суперменеджере в области культуры, который сумел осуществить многие международные проекты, причем в негосударственной сфере. Как вы сегодня в качестве министра оцениваете возможности государственно-частного партнерства в области культуры?
— Мне нравится частная инициатива, у нее есть сила, энергия и мотивация, которых в государственном секторе зачастую не хватает. Зато в государственных учреждениях есть внимание, целеустремленность и строгость, которых никогда не будет у частного предпринимателя.
Когда нам удается добиться хорошего функционирования государственных структур в синергии с частными, мы получаем оптимальные условия, которые, на мой взгляд, могут приносить результаты как на ниве охраны нашего культурного наследия, так и в том, что касается его использования и продвижения в Италии и за рубежом.