Культура

Кровь, пот и космическая гонка: что не так с фильмом "Человек на Луне"

Читать на сайте Ria.ru

ВЕНЕЦИЯ, 31 авг — РИА Новости, Анна Михайлова. В мировой прокат выходит фильм-открытие 75-го Венецианского кинофестиваля — новая работа режиссера нашумевшего мюзикла "Ла-Ла Ленд" Дэмьена Шазелла. Байопик "Человек на Луне", как несложно догадаться, рассказывает об американском астронавте Ниле Армстронге. Западные критики уже поспешили назвать эту картину лучшим космическим фильмом в истории, с чем можно поспорить.

От Шазелла до Куарона: Венецианский фестиваль открывается в 75-й раз

Оскароносный режиссер, обаятельная звезда "Ла-Ла Ленда" Райан Гослинг в главной роли, сам Стивен Спилберг в качестве продюсера, сильный актерский состав, высочайшего уровня визуальные эффекты и главное — реальный прототип с героической и одновременно драматической личной историей (маленькая дочь Армстронга Карен скончалась от рака мозга)… Этот фильм по книге Джеймса Р. Хансена просто обречен на успех.

После просмотра картины не остается сомнений и в том, что это очевидный претендент на "Оскар". Стоит отдать должное Шазеллу за стремление максимально снизить уровень патриотического пафоса, который традиционно сопровождает американские фильмы о покорении космоса. С первых кадров очевидно его желание рассказать историю на человеческом, а не государственном уровне.

Американский флаг появляется в кадре лишь единожды, не избегает режиссер и темы общественного скептицизма и циничного отношения политиков к дорогостоящей и рискованной космической программе, ради которой астронавты в буквальном смысле отдавали свои жизни. По касательной затронуто и соперничество с Советским Союзом, которому американцы на тот момент проигрывали космическую гонку по всем статьям.

Но именно на уровне человеческой истории происходит осечка. Несмотря на щедрую долю сентиментальности, к середине фильма неминуемо возникает вопрос: "А человек ли он?" Армстронг в исполнении Гослинга больше похож на мученика, который стоически несет свой крест, чем на отважного национального героя, коим его прототип, безусловно, являлся.

За два с лишним часа Шазелл показывает годы изнурительной и смертельно опасной подготовки к полету на Луну. Зритель наблюдает за будничными тяготами жизни астронавтов, до тошноты крутясь с ними на тренажерах и покрываясь липким потом от нечеловеческого напряжения, когда на пробных полетах отказывает техника.

Но за все это время режиссеру так и не удается убедительно раскрыть мотивацию главного героя. Кажется, тому глубоко безразличны лавры первопроходца, политические и карьерные амбиции, возможность войти в историю или банально быть гордостью и примером для своей семьи, как того, вполне понятно, желают его коллеги.

Армстронг Шазелла одинаково отвечает "окей" на сообщение о смерти друга и на слезы напуганной жены. "Окей" говорит и сын Армстронга, узнав от матери, что его отец полетит на Луну. Кстати, дети Армстронгов удивительным образом не растут на протяжении фильма.

Жюри Венецианского кинофестиваля возглавит Гильермо дель Торо

Создается ощущение, что герой идет к своей цели по инерции, без драйва, необходимого для выполнения такой титанической задачи. Даже легендарная фраза "Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества" звучит механически. Режиссер пытается объяснить это травмой, вызванной смертью дочери.

Но тут редкий случай, когда скупость эмоций мешает сопереживать герою, который привез свое горе на Луну и даже там не "очеловечился". Пожалуй, наиболее наглядно эта отстраненность видна в сцене сборов перед отправкой в полет, когда жена практически силой заставляет Армстронга поговорить с сыновьями о том, что он, возможно, не вернется.

В итоге самыми убедительными выглядят сцены в космосе. Шазелл — мастер визуального и звукового оформления кадра, этого у него не отнять. И хотя в этом фильме ему приходится обходиться без столь любимых музыкальных номеров, он умело использует любые фоновые шумы — от дыхания до оглушительной тишины — для создания эффекта погружения. Музыка автора "Ла-Ла Лэнда" Джастина Хурвица только усиливает эти ощущения. Российские зрители смогут испытать их начиная с 22 ноября.

Обсудить
Рекомендуем