Финишная прямая: в Нидерландах рассказали о ходе расследования по делу MH17

Читать на сайте Ria.ru

МОСКВА/УТРЕХТ (Нидерланды), 24 мая — РИА Новости. Международная следственная группа JIT, расследующая обстоятельства крушения Boeing на востоке Украины в июле 2014 года, представила в четверг промежуточные результаты расследования. Международное следствие утверждает, что Boeing был сбит из ЗРК "Бук", принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска.

Следователи по делу MH17 готовы обратиться за помощью к Шойгу
Следователи затруднились ответить, когда и в какой суд будут переданы результаты расследования, отметив только, что "ближе к концу, чем к началу".

Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком на востоке Украины. На борту находились 298 человек, все они погибли. Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК "Бук" был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна "Алмаз-Антей", ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов "Бук", также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.

"Бук" из Курска

Следствие запросило у России данные о "Буке", из которого сбили MH17
Самым сенсационным (и единственным конкретным) выводом, обнародованным группой, стало то, что ЗРК "Бук", из которого предположительно был сбит малайзийский лайнер, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде российских Вооруженных сил. Об этом на брифинге в городе Ухрехт заявил глава департамента расследований национальной полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен.

По его словам, следственная группа исследовала все доступные изображения и установила, что ЗРК "Бук" имеет ряд уникальных особенностей.

"После интенсивного сравнительного исследования нескольких "Буков" установлено, что ЗРК, который сбил Boeing, происходил из 53-й зенитной бригады из Курска, Российская Федерация", — заявил представитель Нидерландов в ходе презентации предварительных итогов второго расследования.

"Кто нес ответственность за применение данного ЗРК "Бук"… Мы убеждены в том, что этой информацией обладают многие. Это может быть личный состав 53-й бригады, но также их родственники, друзья или знакомые. И даже люди, совершенно не связанные с 53-й бригадой. Не носите эту информацию в себе, свяжитесь с Объединенной следственной группой JIT", — призвал Паулиссен.

Чей почерк?

Сбивший МН17 "Бук" принадлежал России, утверждают международные следователи
Позднее текст доклада был выложен на голландские сайты, в том числе на русском языке.

"В сентябре 2016 года Объединенная группа JIT уже объявляла, что авиалайнер рейса MH17 был сбит ракетой системы "Бук" из серии 9M38. На востоке Украины найдены две части такой ракеты, а именно, сопло (venturi) и корпус (casing), которые продемонстрированы на сегодняшней встрече", — говорится в тексте доклада.

Как утверждается, на корпусе двигателя нанесен номер 9 д 1318869032. По утверждению участников расследования, "цифра 8 — это кодовое обозначение производителя, а именно: Долгопрудненского научно-производственного предприятия, расположенного в Москве. Число 86 указывает на год производства, и именно 1986".

В докладе отмечается, что начальник Федеральной полиции Австралии Дженифер Хёрст (Jennifer Hurst) "убедительно просит общественность помочь ей ответить на три конкретных вопроса относительно обеих найденных на месте катастрофы частей ракеты: Вы узнаете почерк, которым нанесен номер на сопле? Вы имеете информацию об этих номерах на сопле и корпусе? Или вы знаете кого-то, кому известно значение этих номеров?"

"Ближе к концу, чем к началу"

Круг подозреваемых в крушении MH-17 сузили до нескольких десятков человек
В целом следователи отметили, что находятся в последней, хотя и самой сложной стадии. Говорить о сроках его завершения пока рано.

"Мы сейчас ближе к концу, чем к началу", — отметил только Паулиссен.

Пока не ясно также, когда дело может быть передано в суд, и какой юрисдикции. По предположению генпрокурора Нидерландов Фреда Вестербеке, лучше всего передать дело в нидерландский суд.

Он смог сказать только, что круг подозреваемых в крушении Boeing сужен до несколько десятков человек.

"Полтора года наше расследование содержало 100 подозреваемых, сейчас оно сокращено до нескольких десятков… Мы имеем полную уверенность, что завершим это расследование", — заверил он.

Эксперты о докладе

Российские эксперты считают, что доклад может привести к неприятным для страны последствиям, несмотря на зыбкость своих оснований.

"Доклад пока не является основанием для принятия серьезных политических решений. Но все предыдущие кейсы – и по химоружию в Сирии, и по делу Скрипалей – они как раз свидетельствуют о том, что Западу не нужны ясные доказательства для того, чтобы делать далеко идущие политические выводы. Достаточно политической платформы", — отметил заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

По его прогнозу, последствия доклада "будут крайне негативными во многих отношениях".

"Это опять станет серьезным препятствием для российско-западных отношений и в сфере урегулирования украинского конфликта, и в целом в сфере международных отношений. Ясно, что примирить российскую позицию и позицию авторов доклада в принципе не удастся. Очень сложно будет вести аргументированный спор по несовпадающим оценкам", — считает он. Кроме того, Данилов опасается, что "данные доклада будут серьезным политическим препятствием для продвижения минского процесса".

Лавров напомнил позицию России по расследованию крушения MH17
Руководитель Центра международной безопасности РАН, академик РАН Алексей Арбатов также опасается, что "последствия будут очень плохими".

"Запад и до этого был уверен, что ракета была российская… То, что сейчас сделан такой вывод, однозначно усугубляет ситуацию и будет затруднять продвижение к миру", — считает он.

В то же время Арбатов не считает, что в связи с этим расследованием появятся какие-то новые санкции. "Но прежние санкции, которые уже приняты в связи с событиями на Донбассе, будут закреплены, несомненно. Нужно будет гораздо больше усилий, чтобы добиться их отмены", — прогнозирует академик.

Расследование крушения малайзийского Boeing под Донецком
Обсудить
Рекомендуем