Эксперты рассказали, как изменился авторитет учителя за последние 20 лет

Главное за 5 октября 2017 года (14)
© Fotolia / Syda ProductionsУрок в школе. Архивное фотоУрок в школе. Архивное фото

МОСКВА, 5 окт — РИА Новости. Авторитет учителей перестал быть безусловным для современных детей, заявили опрошенные РИА Новости эксперты. Частичную потерю авторитета они объясняют тем, что ребенок может за несколько секунд получить из интернета данные, которые педагоги нарабатывали десятилетиями.

Более 100 государств 5 октября отмечают Всемирный день учителя. Праздник призван привлечь внимание к роли учителей в образовании и развитии общества.

Потеря авторитета

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Волосовец отметила, что "ребенок XXI века принципиально отличается от тех детей, которые были еще 20 лет назад".

Учитель географии. Архивное фото
Всемирный день учителя
"Ребенок растет в совершенно других условиях — в информационном обществе — и, конечно, любой педагог должен это учитывать", — заявила эксперт.

Волосовец отметила, что авторитет учителя уже не столь безусловен, как это было раньше. "Сегодняшние дети одним только нажатием на кнопку компьютера или другого гаджета могут получить информацию из интернета, которая в разы больше той информации, которой владеет учитель, которую вмещает память одного человека", — заявила эксперт.

По ее словам, из-за того, что ребенок пользуется серьезными объемами информации, учитель уже не воспринимается как некий "кладезь знаний", как человек, обладающий информацией, до которой не добраться ребенку. "Сейчас дети считают, что они тоже умные, что они тоже многое знают, многими навыками уже владеют, следовательно, педагог уже не воспринимается как небожитель, что было еще лет 30-40 назад", — заявила Волосовец.

С ней согласен доктор педагогических наук, член Российской академии образования Михаил Богуславский.

"До пятидесятых годов учитель был единственным источником знаний, после пятидесятых годов учитель школы стал одним из источников знаний, а сейчас по сравнению с интернетом учитель становится не главным и даже не основным", — сказал он.

Ребенок с книгами. Архивное фото
Учитель-неформал: чем молодые педагоги удивляют учеников
Богуславский отметил, что эта проблема является одной из основных в педагогике и эксперты пытаются найти лучшую модель взаимодействия учителя с детьми. "Когда вся информация идет извне, не на уроке, не из учебника, то возникает вопрос: "Какова роль учителя?". Вероятно, сейчас роль учителя — выстраивать контекст, то есть гнаться за объемом знаний просто смешно. Однако ученики не могут их структурировать, эти знания не располагаются в определенной последовательности, и учитель эти знания выстраивает в определенном контексте", — заявил собеседник агентства.

Он также считает, что современные дети стали больше учиться, потому что родители требуют академической успешности. Но и эта тенденция не подкрепляет авторитет учителя, поскольку дети стали критически относятся к знаниям. "50 лет назад такого не было: те дети были проще, они воспринимали эти знания на веру, современные дети знания на веру не воспринимают и к учителю относится критически", — сказал эксперт.

Волосовец, рассуждая об авторитете учителя, отметила, что "учителя должны внимательно и серьезно относиться к этому вопросу". "Каждая произнесенная фраза, которая не соответствует действительности, может обернуться непоправимыми последствиями: дети ее быстро вычислят и могут озвучить ошибку при всем классе, таким образом, авторитет учителя может пошатнуться", — предостерегла эксперт.

Каждый урок — открытый

Волосовец добавила, что деятельность учителя стала более публичной и напряженной. "Если раньше учитель давал один открытый урок в год, то сегодня, при тотальной съемке учениками всего происходящего в классе, каждый урок — это открытый урок", — заявила собеседница агентства.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Архивное фото
Ольга Васильева: оптимальный учебник — это мечта, но хороший сделать можно
Богуславский также отметил, что задачи учителя усложняются, требуется большая психологическая устойчивость и сдержанность.

"Сейчас в условиях, когда все снимают, надо быть безумцем, быть готовым прямой дорогой отправляться на биржу труда, чтобы вести себя некорректно по отношению к детям — они все снимают, все выставляют в сети", — заявил он.

"Многие учителя "горят" на переписке, когда родители что-то нехорошее им написали, те грубо ответили в электронной почте — и с этим письмом родители идут по инстанциям. Поэтому учителям сейчас вести себя сколь-нибудь резко нельзя", — добавил Богуславский.

Эксперт подчеркнул, что родители ведут себя значительно активнее, чем десятилетия назад, и предъявляют более высокие требования, что также является для многих учителей большим стрессом. "Сейчас совсем другие родители, выросшие в атмосфере свободы", — пояснил он.

Время сотрудничества и конец эпохи менторов

В России необходимо развивать институт наставничества, считают эксперты
В России необходимо развивать институт наставничества, считают эксперты
По мнению Волосовец, современные дети стали более ранимыми, они менее защищены от окружающей действительности, тяжело переживают обиды, неудачи, трудности, которые встречаются в процессе учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.

"В этом смысле педагог тоже меняется: у него должно быть развито чувство сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Педагог, зная возрастные особенности ребенка, должен замечать малейшие изменения в его поведении, проявлять заботу, внимание, тактичность. Это нужно для того, чтобы уберечь ребенка от совершения чего-либо непоправимого", — заявила эксперт.

"Менторская позиция по отношению к детям сегодня не воспринимается как единственно возможная, что было, скажем, 100 лет назад. Сейчас учитель занимает субъект-субъектную позицию, то есть учитель воздействует на ребенка, а ребенок — на учителя. Это очень правильный принцип взаимодействия, взаимосотрудничества, эффективной совместной работы", — заявила Волосовец.

Как справиться с невыносимым трудным подростком. Пять простых правил
Как справиться с "невыносимым" трудным подростком. Пять простых правил
Эксперт также отметила, что физические наказания остались в далеком прошлом и сейчас педагоги сходятся во мнении, что важно беречь эмоциональный комфорт ребенка. "Взаимное уважение является основой успеха ребенка. Успешный человек может вырасти из маленького ребенка, которого не наказывают, не бьют, не кричат на него, не ругают, а уважают в нем личность", — заявила собеседница агентства.

Она отметила, что не только физические наказания влияют на состояние ребенка и его физическое и психическое здоровье. "Психологическое давление, когда учителя пытаются каким-то образом либо принять участие в так называемой травле, которая происходит в детском коллективе, или учитель сам недолюбливает ребенка, пытается его унизить — это серьезные случаи, о которых мы узнаем из средств массой информации. Это должно уйти из школы и детского сада навсегда, потому что такая психическая травма может оставить след в душе ребенка на долгие годы и на десятилетия, и последствия непредсказуемы", — заявила Волосовец.

Наказание не цель, а средство: как правильно воспитывать детей
Наказание не цель, а средство: как правильно воспитывать детей
Она подчеркнула, что современные учителя должны об этом помнить и не позволять себе ни при каких обстоятельствах ни физического, ни психического давления на ребенка.

"Современный учитель — это творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, с глубокими знаниями и сформированными профессиональными навыками, педагогическим даром и огромной любовью к детям", — резюмировала собеседница агентства.

Общество
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Волосовец и Богуславский либо слепые, либо прилетели с другой планеты, либо только что вышли из затяжного запоя. Профессию Учитель обесценил не интернета, а само государство. Это ж как нужно не дружить с головой, чтобы образование обозвать "услугой", а учителей услугодателями! Раньше авторитет учителя был бесспорен перед родителями и уж тем более перед учениками. Сейчас же в авторитете только родители, считающие, что теперь они "клиенты", имеющие безграничные права... а дети всего лишь им подражают. Поэтому вся вышеописанная бредятина только еще больше девальвирует эту непростую и очень почётную профессию. Грустно!
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена