Эксперт о детях «в виртуале»: интернет стал способом жизни

Дети и подростки постоянно сидят в соцсетях, с необыкновенной скоростью набивают сообщения на смартфонах, знакомятся, расстаются, дружат, ссорятся и мирятся через глобальную сеть. О влиянии интернета на подрастающее поколение рассказал в интервью президент творческого объединения «Юнпресс», доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко.

Дети и подростки постоянно сидят в соцсетях, с необыкновенной скоростью набивают сообщения на смартфонах, знакомятся, расстаются, дружат, ссорятся и мирятся через глобальную сеть. О влиянии интернета на подрастающее поколение рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой президент творческого объединения «Юнпресс», исполнительный директор Лиги юных журналистов, доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко.

— Сергей Борисович, многие жалуются, что школьники практически живут в интернете и очень редко выныривают из него в реальность.

— В ваших словах явственно ощущается негативная оценка. А почему, собственно говоря? Дети — в интернете, это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к  коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества, они по малейшим вопросам советуются друг с другом, в том числе с помощью социальных сетей, принимают решения вместе.

— Сколько времени подросток проводит «в виртуале»?

Интернет-дети: что интересует и чем занимается новое поколение

— Результаты, полученные научно-исследовательской группой при Лиге юных журналистов и объединении «Юнпресс», показывают: в среднем от трех до пяти часов, в будни меньше. В целом это примерно столько же, сколько занимало бы другое занятие. Если у ребенка сложный, насыщенный день — и секции, и другие интересные занятия, они интернету уделяет меньше времени. Так что запреты «не смей больше получаса проводить в интернете!» — неэффективны, нужно просто создавать иную структуру досуга. Интернет здесь ни при чем.

— А запрещать совсем ничего не надо?

— Нужны правила, ограничения, но главное — усилия в позитивном направлении. Сейчас запрещать — это всё равно, что в безводной пустыне издать законы о том, какую воду пить, какую не пить. У нас качественной «воды» просто нет. Интернет остался единственным каналом, где подросток может найти что-то нужное, полезное, дружелюбное по отношению к себе. На телевидении программы для детей и тем более подростков убраны, на радио тоже мало что для них сделано. «Пионерская правда», журнал «Пионер» существуют, но тираж даже для Москвы мал. Надо ли в таких условиях тратить силы на ограждение от интернета? В этом мы лет на десять опаздываем по сравнению с европейскими странами, с Америкой. Там уже убедились, что запретительные и ограничивающие меры малоэффективны и вызывают только протест. Прививка от протеста — диалог с детьми. Может, запретим детям ходить на улицу, ведь там опасно, могут маньяки подойти, сосулька упасть?.. Никто так не делает, а просто детей учат, как поступать, если возникает опасность. То же самое в интернете: надо не запрещать, а вырабатывать правила и приучать ребят жить по ним.

Чем интересуются Интернет-дети. Результаты опроса

— Давно ли подростки с головой погрузились в сеть?

— Опросы и беседы показывают: интернет стал массовым в последние три-четыре года. Дети пользуются им не только в школе или в компьютерных центрах. Он пришел в дома, стал для подростков повседневным, независимо от места их жительства — доступный интернет есть даже в небольших селах. Масштаб таков, что мы даже не ожидали. 93% регулярно пользуются глобальной сетью в повседневной жизни, а в городах с населением больше ста тысяч — 96%. Есть небольшая группа тех, кто ответил «не использую интернет» — их 6,6%.

— Это малыши и жители глубинки?

— Есть среди них маленькие дети или те, кто живет в дальних деревнях без интернета, таких меньшинство. Но большинство — пятнадцатилетние в больших городах, где есть все возможности для использования интернета. Мы назвали эту группу протестной. Для них это принципиальная позиция, психологическое несогласие с повальным увлечением всемирной паутиной среди сверстников «нет, я не полезу в интернет, буду в библиотеке получать знания». Иногда это влияние родителей. Но в их ответах на вопрос об источниках получения информации интернет занимает 20%, так что глобальную сеть они все-таки используют. И вот что любопытно: если сравнить ответы этих и остальных ребят на вопросы о досуге, о получении знаний, то оказывается, что те, кто интернетом пользуется не меньше, а, наоборот, больше, общаются со сверстниками, с родителями, интереснее проводят свободное время. А вот группа «без интернета» сильнее увлекается компьютерными играми, так что досуг у них менее качественный.

— А остальные играют меньше?

— Ненамного, но  меньше. Более того: то, что дети в сети в основном играют — распространенный миф. На самом деле развлечения на третьем месте среди целей использования интернета. На первом — общение, интернет как способ построения социальных связей. На втором — использование интернета для решения учебных, информационных задач. Раньше было наоборот, а сейчас общение лидирует.

— Реальное и виртуальное общение — разные вещи.

— Интернет не увел ребят от реального общения, а наоборот, привлек к нему и продолжает привлекать. Тот, кто стесняется, не решается проявить себя в близком окружении или даже отвергнут им, получает дополнительную возможность расширить среду, найти себе других собеседников. Для таких детей интернет — незаменимый помощник. А главное, дети в отличие от нас не делят реальность на виртуальную и на реальную: «ну пока-пока, в интернете продолжим». Виды общения перетекают из одного в другой. В этой единой реальности развиваются коллективистские навыки, которые вроде бы умерли после того, как исчезли единая массовая детская и молодежная организации, стало меньше возможностей заниматься в кружках и секциях.

— Дети сутками пялятся в компьютер или смартфон — это же для здоровья вредно.

— Что значит «пялятся»? Те, у кого есть возможность, постоянно на связи: и на уроке, и на перемене. Но они не сидят, уткнувшись в экран, а просто всегда готовы общаться. Будет сигнал, что кто-то вызывает, ответят; выходят на связь, если что-то им необходимо. Раньше дети столько же, если не больше «пялились» в телевизор. Интернет же не уводит от реальности. Если вы с книжкой сядете в уголок, то от мира отключаетесь, в фильме можно «утонуть», а в интернете все сообща что-то обсуждают: «Я сейчас смотрю такое-то кино. А ты видел?» Интернет стал способом жизни.

 — В интернете намного больше недостоверной информации, чем в традиционных источниках. Сравните Википедию и БСЭ: первая ошибками пестрит.

— Это одна из главных проблем: научить находить качественную информацию. Библиотекари на страже детей в этом отношении: и раньше, и сейчас. Они создают навигационные системы в помощь ребятам, чтобы находить полезное и качественное. Но это общественные инициативы. А могли бы озаботиться этим и провайдеры, разработать подсказки для поиска. Взрослые это освоили, и надо передать ребятам этот опыт.

Другая проблема — систематизация знаний. Пока что подростки не умеют даже систематизировать ярлыки на рабочем столе, грамотно раскладывать их по папочкам и категориям, чтобы потом оперативно использовать. Но дети быстро обучаются и обучают друг друга. Кстати, их не приходится учить технологии: они мгновенно осваивают любую техническую новинку и обучают родителей, бабушек и дедушек. Быстрее детей устройствами овладевают только те, кто занимается их продажей.

— Значит, учить надо навигации и систематизации?

— Не только: еще этике интернет-общения. Как в любом жизненном пространстве, в интернете возможно проявление жестокости, грубости. В Дагестане мы с юными журналистами из небольших городов и аулов обсудили эти проблемы — и они минут за тридцать-сорок создали проект Детской республики в интернете — со своими этическими правилами; пришли к выводу, что нужны модераторы, помощники в их соблюдении. Иногда спорят: интернет — зло или благо? Так же можно спросить: кино — это благо или зло? А телевидение? Книги? Это средства коммуникации, дополняющие друг друга, и сами по себе ни злом, ни добром не являются — всё зависит от того, как их использовать.

Городская среда
Комментарии
4 пользователя оставили 4 комментария
Вы забываете о главном: Интернет отбирает у детей время, которое они могли бы потратить на Молитву, на посещение Церкви.
Олег Смычков, детям нужно тратить время на получения научных знаний, а не на мракобесие!
15:17
18.09.2013
Очень важно научить подростков именно правильной навигации. К сожалению, доверие к недостоверным источникам - это бич нашего времени. Важно учителям и родителям объяснить, что нужно сопоставить несколько мнений и разные источники для более реальной информации
да я сама в интернете. я иногда на уроке даю свой планшет для поиска информации.
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена