Ленская: любые реформы образования упираются в подготовку учителей

Руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических и наук Елена Ленская
Одна из конференций международного форума «Евразийский образовательный диалог», прошедшего 17-19 апреля в Ярославле, была посвящена общим проблемам российской и европейской образовательной политики.

Одна из конференций международного форума «Евразийский образовательный диалог», прошедшего 17-19 апреля в Ярославле, была посвящена общим проблемам российской и европейской образовательной политики. О возможных путях их решения в интервью РИА Новости рассуждает декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

- Елена Анатольевна, как вы оцениваете форум?

— Ярославский форум за два года стал одним из крупнейших событий для образовательного сообщества. Такие встречи полезны именно тем, что на них можно обменяться опытом – как позитивным, так и не очень. Важный итог – вывод о сходстве проблем, с какими сталкиваются системы образования на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза. Тем интереснее решения, принимаемые странами, а они очень разные.

В этом году число участников форума возросло. Это представители 40 регионов России, 20 стран СНГ и Евросоюза. Но ведущие позиции во всех международных исследованиях образования последние 10 лет занимают страны Тихоокеанского региона. А они на форуме представлены не были. Мало было представителей регионов центральной России.

- Какие проблемы, обсужденные на форуме, кажутся вам наиболее значительными?

— Прежде всего, подготовка учителей. Проблема важная, трудно разрешимая. Изменилась роль учителя – с появлением интернета педагог перестал быть главным источником информации для ребенка. Теперь его основная задача – учить учиться. Появились новые требования – работать в современной информационной среде, с детьми, имеющими различные образовательные потребности. Доклады коллег из Евросоюза показывают – учителя к этому не готовы.

У нас ситуация еще более острая. Учителя не просто не готовы к работе в новых условиях. Они считают, что у них все хорошо, и не умеют адекватно оценивать ни себя, ни детей.

Педагогические кадры: кого и сколько готовят в России

Тревожный сигнал для меня – расхождение между школьными оценками и результатами ЕГЭ. Эксперт из Томска на статистических данных своего региона показал, что между результатами ЕГЭ и школьными оценками – обратная корреляция. Это общероссийская проблема: учителя оценивают ребенка, а не результаты его учебы. Они по-прежнему снижают оценки за не соответствующий их представлениям о должном внешний вид или грязь в тетрадях.

В подготовку учителей упираются любые реформы образования. И в России, и в Евросоюзе это понимают и говорят о необходимости изменений содержания педагогического образования. Все согласны, что это содержание должно измениться. Но как – не вполне понятно. Очевидно одно: доля практической подготовки учителей должна возрасти как минимум до 50% их обучения.

Другая важная проблема – дошкольное образование. Оно становится приоритетом во всем мире. В России сейчас обсуждается стандарт дошкольного образования. И здесь очень важно, чтобы узко понимаемая подготовка к школе не вытеснила возможность полноценного проживания детства. В мире разные подходы к раннему развитию детей: англо-саксонская модель уделяет больше внимания образовательным достижениям, скандинавская – социальным навыкам и детской игре. Нам стоит обратить внимание на скандинавскую модель: на конференции представители Евросоюза много говорили о том, что образовательные результаты скандинавских школьников по многим показателям лучшие в Европе. А значит, такая модель закладывает нужный фундамент.

- Обсуждалась и языковая подготовка детей. Так, в Евросоюзе сейчас переходят на изучение в школе трех языков — родного и двух европейских. У нас же в ряде регионов, где, наряду с русским, изучают родной язык, на иностранный порой не остается ни сил, ни времени…

— Это реликт советской педагогики, которая полагала изучение более одного неродного языка в раннем возрасте вредным. Якобы это плохо сказывается на знании родного языка. Согласно исследованиям, это не так: чем больше языков учишь в раннем возрасте, тем лучше знаешь каждый. Концепция трех языков могла бы нам серьезно помочь.

При этом школьники должны развивать навыки общения на языках, успех здесь вполне реален. В Великобритании, к примеру, в ряде школ Уэльса преподают на валлийском языке – это один из последних живых языков кельтской группы, когда его начали изучать в школах, носителей языка почти не оставалось. Но не забывают в школах Уэльса и о хорошем английском и иностранном. Кстати, образовательные результаты школ с валлийским языком обучения выше, чем в школах с обучением на английском. Подлинное двуязычие – это ресурс, а не проблема.

Дело не в том, сколько языков в программе, а в том, как им обучать, на какие результаты ориентироваться. Наши учителя все еще плохо понимают суть коммуникативного подхода, а в нем – залог жизненного успеха  выпускников.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Мнение экспертов
Обсуждение
3 пользователя оставили 3 комментария
  • А психологию Ленская не пробовала изучать для начала. Психологию развития мозга, психологию возрастного развития? Или у нас народ и учителя виноваты. А начальники ни детей, ни людей, ни учителей не видят, а только увеличивают количество требований и языков. Это волюнтаризм.
    12:50
    22.04.2013
  • Ну, почему - как учить у нас знают все. Особенно в вышестоящих органах. А прийти в школу и учить детей г-жа Ленская почему-то не решилась. Проще, наверно, указывать как надо учить, чем учить самой. Изменилась роль учителя... как много об этом говорят.... да, ничего не изменилось: учитель призван именно учить и никакой интернет не заменит учителя, в первую очередь, как источник информации.
    06:06
    06.05.2013
  • А психологию Ленская не пробовала изучать для начала. Психологию развития мозга, психологию возрастного развития? Или у нас народ и учителя виноваты. А начальники ни детей, ни людей, ни учителей не видят, а только увеличивают количество требований и языков. Это волюнтаризм.
    12:50
    22.04.2013
  • Ну, почему - как учить у нас знают все. Особенно в вышестоящих органах. А прийти в школу и учить детей г-жа Ленская почему-то не решилась. Проще, наверно, указывать как надо учить, чем учить самой. Изменилась роль учителя... как много об этом говорят.... да, ничего не изменилось: учитель призван именно учить и никакой интернет не заменит учителя, в первую очередь, как источник информации.
    06:06
    06.05.2013
  • Декан факультета менеджмента рассуждает о школьных учителях - застрелиться. Ну, действительно, брось свой менеджмент - несуществующую науку и попробуй в школе потрудиться, с 6-7-8 классами. Покажи всем, как надо, а мы поглядим.
    06:35
    06.05.2013
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.