Исследование: при выборе книг школьники ориентируются на советы в интернете

© Fotolia / Tyler OlsonШкольники читают книги в библиотекеШкольники читают книги в библиотеке

В последние годы политики и общественные деятели неоднократно выступали с предложениями стимулировать чтение школьников, в том числе и путем составления списков книг для обязательного чтения. При этом нередко звучат жалобы на то, что современные подростки почти не читают. Так ли это на самом деле? Оказывается, старшеклассники сегодня обращаются к книгам часто и охотно, как по учебе, так и для досуга, утверждают исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик института системных проектов МГПУ опросили около 500 учащихся 8−11 классов из разных регионов РФ, чтобы узнать об их чтении. 

"Мы узнали, что школьники читают много, как для учебы, так и для удовольствия", — рассказала заведующая лабораторией Екатерина Асонова.

Надо или хочется?

Исследователи установили, что "для учебы" 41% старшеклассников читают каждый день, 43% − несколько раз в неделю. 

На чтение для "себя" они тратят меньше времени: 27% старшеклассников читают в свое удовольствие каждый день, 34% – несколько раз в неделю, 16% − несколько раз в месяц. Каждый пятый (19%) сообщил, что у него нет свободного времени, поэтому для себя он почти не читает. Однако многие из этой группы, по их словам, интересуются книгами и хотели бы читать почаще.

В школьной библиотеке. Архивное фото
Список обязательной школьной литературы нельзя сокращать, считают в ОНФ
Старшеклассников спросили, что для них более важно, когда они читают для себя. На первом месте (80%) оказалось получение удовольствия от чтения, и с возрастом этот мотив возрастает. На втором – отдых и расслабление (65%). А вот "быть в курсе того, что читают мои друзья" оказалось очень важным всего для 15% респондентов. 

"Выбирая книгу для учебы, подростки больше прислушиваются к рекомендациям педагогов, а при чтении для себя — к советам друзей. При этом, в обоих случаях, они охотно знакомятся с рекомендациями интернет-пользователей, но редко прислушиваются к советам библиотекарей", — рассказала Екатерина Асонова.

© Fotolia / PhotobankПодросток делает уроки
Подросток делает уроки
Выбирая материал для подготовки к занятиям, старшеклассники обычно опираются на мнение учителей (68%), рекомендации интернет-сайтов (44%) и советы репетиторов и преподавателей курсов (37%) (на этот вопрос можно было выбрать более одного варианта ответа).

При чтении "для себя" 57% школьников предпочитают рекомендации друзей, 37% прислушиваются к мнению родителей, а 29% интересуются мнением учителей. 37% респондентов заявили, что выбирают источники для досугового чтения полностью самостоятельно. 

Читаем и обсуждаем

Школьники не только читают, но и активно обсуждают прочитанное – чаще всего с учителями (54%) и с друзьями – "в реале" (51%) или в соцсетях (36%), отметила Екатерина Асонова. И лишь менее четверти (23%) респондентов, по ее словам, не имеют такой привычки. 

Почти половина школьников считают себя участниками читательских (или писательских) сообществ. Более четверти (29%), чаще девушки, состоят в читательских группах в социальных сетях, 17% участвуют в "фэндомах" – сообществах любителей той или иной книги, 7% – в творческих мастерских, 6% — в студиях выразительного чтения и 5% – в читательских клубах.

Имперский штурмовик фотографируется с юным пассажиром в день Звездных войн на станции Лермонтовский проспект московского метрополитена
Эльфы в Перми и скачки на метлах: как фанатеют от фэнтези
Согласно опросу, старшеклассники готовы не только читать и обсуждать, но и создавать собственные творческие проекты на основе прочитанного. 

При этом около четверти (26%) опрошенных выбрали бы спектакль по отрывку из произведения; по 12% голосов получили фотоальбом по мотивам книги и читательский блог с обзором прочитанных книг; 11% участников опроса хотели бы подготовить тематический сборник стихов; 10% готовы написать "фанфик" (сочинение по мотивам литературного произведения), а 10% – комикс по мотивам прочитанного.

Создать тематическую группу ВКонтакте или читательский видеоотзыв на YouTube пожелали по 7% респондентов, сообщили исследователи.

В библиотеку – не только за книгами

Увлеченным чтением школьникам и их родителям, возможно, будет интересно узнать, что библиотеки сегодня предлагают не только книги, но и множество других возможностей для открытого и непрерывного образования.

Исследователи из МГПУ проанализировали 47 столичных библиотек (6 юношеских и 41 детскую) и выяснили, что в 44 из них можно получить разного рода образовательные услуги.

"Не скроем, нас удивило, что книжные и читательские программы — не самые популярные среди образовательных и просветительских проектов библиотек", — рассказала Екатерина Асонова.

© РИА Новости / Константин ЧалабовПосетительница в библиотеке. Архивное фото
Посетительница в библиотеке. Архивное фото
Исследователи обнаружили 14 предложений о компьютерных курсах и 10 — о языковых; 10 программ по краеведению и истории быта; пять — по подготовке к школе и столько же шахматных клубов. Кроме того, есть кружки по эстетическому и духовному воспитанию, экологические клубы, дискуссионные и киноклубы.

Дмитрий Медведев на книжном фестивале Красная площадь. 6 июня 2017
Медведев подписал концепцию развития детского и юношеского чтения
В 32 библиотеках есть программы по художественному (13) и прикладному (9) творчеству; театральные студии (12); литературные и поэтические лаборатории (7); программы музыкального развития (6). Примерно половина детских и юношеских библиотек предлагает психологические услуги, а также читательские проекты — дискуссионные клубы и программы литературного развития.

"В целом, анализ библиотечной афиши порадовал – за два года она стала разнообразнее и богаче", — заключила эксперт.

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена