Пономаренко: всероссийские проверочные работы скоро охватят все классы

Оценка качества образования школьников сегодня стала одним из главных приоритетов развития отечественной системы образования. Какие успехи демонстрируют ученики российских школ на фоне ровесников из других стран? Какие новые проверочные работы ждут школьников в предстоящем учебном году? Об этом в преддверии Второй международной конференции "Использование результатов исследований качества образования: проблемы и перспективы", которая пройдет в Москве 29-30 сентября, корреспонденту РИА Новости рассказал директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Пономаренко.

- Сергей Николаевич, каковы Ваши ожидания от предстоящей конференции?

— Российская Федерация проводит эту международную конференцию уже во второй раз. Мы создали площадку, на которую приглашаем наших коллег из систем образования разных стран мира. В их число входят наши партнеры из Департамента по образованию и навыкам ОЭСР и Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA, вместе с которыми мы проводим в России шесть международных сравнительных исследований в образовании – PISA, PIAAC, TALIS, PIRLS, TIMSS, ICCS. Мы считаем эти международные сравнительные исследования приоритетными, потому что они позволяют сравнить системы образования и показатели их развития в России и в других странах.

На конференции мы будем говорить о современных трендах в национальных системах образования, поделимся нашим опытом и наработками, а нам есть, чем поделиться. В частности, мы расскажем, как мы проводим национальный выпускной экзамен в одиннадцатом классе, как выстроены вступительные испытания в системе высшего образования страны. Эта информация очень востребована специалистами из других стран.

- Вы упомянули международные сравнительные исследования. Как наша система образования, согласно этим исследованиям, выглядит на фоне других стран?

— В каждом цикле мы чуть-чуть улучшаем свои показатели. В некоторых исследованиях мы уверенно держимся в первой десятке, например, в TIMSS. Это международное сравнительное исследование математической и естественно-научной грамотности среди учащихся четвертых и восьмых классов. Чуть-чуть затрагиваем и одиннадцатые классы.

Россия в последние годы входила здесь в первую десятку, а сейчас вошла даже в первую пятерку стран. Исследование PIRLS посвящено читательской грамотности в начальной школе, в нем оценивается умение читать, умение работать с текстами. Здесь Россия также уверенно входит в первую пятерку стран мира. Есть еще очень большое исследование PISA, в нем проверяют математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность у 15-летних учащихся. Из 86 стран мы занимаем на сегодняшний день от 33-го до 39-го места.

- А как обстоит дело с исследованиями, которые проводятся среди взрослых?

— Существует международное сравнительное исследование компетенции взрослого населения PIAAC, там изучается финансовая и математическая грамотность, умение пользоваться современными законодательными основами в том обществе, где люди проживают. У нас там хорошие показатели, примерно 12–14 место.
Мы также принимаем участие в исследованиях знаний по граждановедению ICCS. Здесь у России также хорошее место, чуть выше среднего уровня среди других стран.

- Недавно начался новый учебный год. Какие перемены в области оценки качества образования ждут школьников?

— Сейчас в масштабах Российской Федерации реализуется новый проект — всероссийские проверочные работы. Это полномасштабный экзамен, помимо выпускных экзаменов в 11-х и в 9-х классах, который дает возможность школьникам и, особенно, их родителям посмотреть на уровень и качество знаний. Вопросы и измерительные материалы для всероссийских проверочных работ разрабатываются на федеральном уровне, что соответствует нашему современному государственному образовательному стандарту.

Мы передаем школам задания для проведения экзамена. А результаты не поднимаем на всероссийский уровень, а оставляем в школах, чтобы педагоги и родители могли узнать, что происходит со знаниями, которые школьники получили во время обучения в школе, какие результаты получают ученики от взаимодействия с системой образования.

В предстоящем учебном году, в апреле 2017 года, мы впервые будем проводить в пятых классах всероссийские проверочные работы в виде экзамена по нескольким предметам. В четвертых классах этот экзамен пройдет во второй раз. Всероссийские проверочные работы также пройдут среди выпускников 11-х классов, причем по тем предметам, которые они не выбрали для Единого государственного экзамена.

- Почему?

— Это очень серьезный момент: в последние годы мы видим, что школьники, выбрав предметы, по которым они будут сдавать ЕГЭ, совершенно забывают о других предметах и перестают уделять им какое-либо внимание. Мы же хотим, чтобы выпускники нашей страны обладали всесторонними знаниями в соответствии с принятым образовательным стандартом.

- Существовали ли прежде подобные проверочные работы, или это абсолютно новая форма оценки?

— В Советском Союзе чем-то подобным были годовые экзамены и годовые контрольные работы по разным предметам. Здесь мы не изобретаем ничего нового, а возрождаем то хорошее, что, с нашей точки зрения, было в Советском Союзе.

- Будут результаты всероссийских проверочных работ учитываться при составлении портфолио выпускников?

— Как известно, недавно вузы получили возможность начислять дополнительные вступительные баллы абитуриентам за сочинения, которые те писали в 11 классе, за результаты сдачи норм ГТО, за активную общественную работу в школе. Поэтому портфолио, о котором так много говорили, уже начинает применяться на практике.

- Какие задачи сегодня стоят в области развития образования в стране?

— В последнее время мы много обсуждаем практикоориентированность знаний, которые получают школьники. Мы хотим видеть, может ли ученик применять то, чему его научили в школе. Выпускник должен быть в состоянии вычислить, например, сколько краски или обоев потребуется для ремонта комнаты, рассчитать время ожидания автобуса на остановке. Он должен ориентироваться в вопросах здоровья и финансов, уметь работать с банками, рассчитывать свою заработную плату, формировать семейный бюджет. Здесь ему могут пригодиться не только математика и физика, но и естественно-научные предметы, и информатика. При этом мы должны соблюдать разумную грань, потому что из школьной программы не должны полностью исчезать и чисто фундаментальные знания.

Правильная пропорция, на мой взгляд, такая: практикоориентированность должна быть построена на фундаментальных образовательных знаниях, которые школа дает ученику. Кроме того, мы будем расширять линейку дополнительного образования. Мы будем следить за наличием секций, кружков, дополнительных предметов в школе. Мы хотим создать условия, чтобы молодые люди могли реализовать свои способности и таланты. Безусловно, мы будем развивать изучение истории России и мира, нравственные основы развития личности, для нас это тоже серьезный приоритет.

- Все это относится к ученикам и к результату их обучения. А есть ли приоритеты, связанные непосредственно с развитием школы и поддержкой учителей?

— Для нас важно развитие материально-технической базы школ. Важна достойная зарплата учителей, которая позволит создать конкурентную среду среди педагогического сообщества. Мы хотим повысить мотивацию выпускников поступать в педагогические вузы, а после их окончания приходить работать в школу. Конечно, поэтому для работников системы образования должны быть созданы хорошие социально-экономические условия.

- Какие цели Вы ставите перед собой в области оценки качества образования?

— Мы продолжим совершенствовать всероссийские проверочные работы по максимальной линейке предметов. Эти работы постепенно будут распространяться на все параллели. Мы хотим, чтобы ученики, родители и педагоги могли проверять, насколько реальные знания ученика соответствуют тому, чему его пытались научить.

Образование
Комментарии
3 пользователя оставили 3 комментария
Ремесленные училища открывать надо, и зачислять туда с пятого класса. Ну, проведут контрольные работы, ну, "ужаснутся" дикому незнанию элементарных вещей. Ну, снова обвинят учителя, и снова начнут нудить про "инклюзивное" образование, которое у нас понимают так: "бочка меда сможет ложку дегтя исправить", то есть и дегенераты и нормальные дети вместе. А народная мудрость говорит об обратном...
- Существовали ли прежде подобные проверочные работы, или это абсолютно новая форма оценки?

— В Советском Союзе чем-то подобным были годовые экзамены и годовые контрольные работы по разным предметам. Здесь мы не изобретаем ничего нового, а возрождаем то хорошее, что, с нашей точки зрения, было в Советском Союзе.

Когда-то на зимних каникулах мои учителя ходили в районо, где писали диктант за пятый класс. Сейчас мне не все верят, что такое могло быть.

Тем не менее, я читал, что лет 10 назад в Казани учителя сдавали ЕГЭ по своему предмету. Более того, сдавать ЕГЭ должны были выпускники педвузов...
Правильное направление , однако ,так как за портфолио в сумме можно получить до 20 баллов, а проверочные работы - лишь его часть, это мало что изменит. Особенно если учесть количество времени и сил, которое нужно потратить для хорошей сдачи этих работ.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена