Степанов: переход школ на биместровую систему сохранит детям здоровье

Какие факторы оказывают наиболее негативное воздействие на здоровье учащихся? Как можно снизить их влияние? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказал доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования Сергей Степанов.

Проблема распространения хронических заболеваний у российских школьников в последние годы встала особенно остро: подавляющее большинство выпускников 11 класса не может похвастаться полным здоровьем. Какие факторы оказывают наиболее негативное воздействие на учащихся? Как можно снизить их влияние? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказал доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования, старший научный сотрудник лаборатории проблем здоровьесбережения в образовании Московского городского педагогического университета Сергей Степанов.

- Сергей Юрьевич, что такое биместровая система, и как она возникла?

— Биместровая система была разработана как ответ на колоссальную проблему, которая сложилась и никак пока не решается в отечественном образовании. Количество хронических заболеваний у российских школьников за годы их учебы с 1 по 11 класс, удваивается. Примерно так же вырастает число патологических функциональных изменений, которые позднее, как правило, переходят в хронические заболевания.
Это при том, что в школу только каждый пятый ребенок приходит здоровым. К окончанию же школы здоровых детей уже не остается.

- Что же подрывает здоровье школьников?

— Мы проанализировали основные негативные факторы, влияющие на их здоровье, и пришли к выводу, что наибольшее патогенное влияние оказывает структура учебного года, годовой учебный цикл. По физиологическим нормам восстановление до 100% ресурсов организма у среднестатистического человека длится 21-24 дня. Соответственно, за три месяца летних каникул школьник может отдохнуть до пяти раз! Не расточительно ли это? За это же время он теряет до 80-85% приобретенных в предыдущий год знаний.

Потом весь сентябрь идет реадаптация к учебной деятельности и реанимация утерянного знания, т.е. этот месяц оказывается непродуктивным для образования. Май также выпадает из продуктивного учебного процесса за счет праздников, контрольных, зачетов и экзаменов. Соответственно, всю учебную программу ребенок проходит не за девять месяцев, а за семь. И самый большой объем материала проходится на наиболее тяжелую для организма ребенка третью четверть из-за авитаминоза и в период, когда иммунные силы истощены и количество заболеваний в 2-3 раза выше, чем во все остальные учебные периоды. В результате, такой годовой цикл травматичен для здоровья детей.

- Как учебно-годовые циклы организованы в других странах?

— Надо сказать, что ни в одной стране мира, за исключением некоторых государств постсоветского пространства, учебный год не длится девять месяцев, а летние каникулы — три месяца. Учебный год везде длится 10, реже 11 месяцев. А летние каникулы и в Скандинавии, и в Канаде, и в Юго-Восточной Азии занимают не более 1,5-2 месяцев. Там летний период, который у нас кажется самым важным и ценным для оздоровления, используется не только для отдыха, но и для учебы.

- Как известно, некоторые российские школы работают по "триместровой системе", когда учебный год разбит на интервалы по пять-шесть учебных недель и одну неделю каникул между ними. Считаете ли Вы эту систему оптимальной?

— Ритм, который задается таким способом, стал более благоприятным, чем учеба по четвертям. Но и в этой системе есть уязвимое звено: недельные каникулы создают почву для двойного психофизиологического стресса. Минимум два-три дня уходит на адаптацию детей к другому ритму жизни и, не успев отдохнуть дети вынуждены перестраиваться опять на учебную жизнедеятельность. Таким образом пять раз в году в однонедельном цикле каникул мы создаем им стресс дважды: адаптации и реадаптации. Кроме того, сохраняется проблема трех месяцев летнего вынужденного безделья.

- Что же Вы предлагаете взамен этих традиционных систем?

— В 2009 году, когда я стал директором Павловской гимназии в Подмосковье, я разработал и внедрил новую систему, основанную на двухмесячном цикле, которую назвал "биместровой": "местр" – это по латыни "месяц", а "би" – это "два". Эту же систему я с благословения ученого совета МГПУ внедрил и в Университетской школе.

Здесь учебный год строится следующим образом: учеба длится 10 месяцев, летние каникулы – два месяца. Тот месяц, который мы "забираем" от летних каникул, распределяется по учебному году, добавляясь к тем четырем неделям каникул, которые до сих пор были неравномерно распределены между четвертями.

Получается очень красивая и стройная система: пять биместров по семь учебных недель чередуются с 2-2,5 неделями каникул. За такое время организм ребенка восстанавливается четырежды в учебном году почти на 90%, в 2 летних месяца – на 100% с большим запасом, а объем остаточных знаний к новому учебному году утраивается. Вдобавок в межбиместровые каникулы попадают все общенациональные праздники! И дети не прогуливают занятия, когда уезжают с родителями, к примеру, на майские или другие праздники.

Если использовать биместровую систему, то двухнедельные интервалы в учебе являются своеобразными "эпидемическими волнорезами", т.к. разрывают эпидемические волны осенью-зимой-весной и не дают возможности вирусным заболеваниям распространиться в школах. Кстати школы, в которых действуют биместры, за все годы ни разу не закрывали на эпидемический карантин. Биместровая система также позволяет решить проблему выгорания педагогов: за каникулы они успевают подвести итоги предыдущего периода, запланировать следующий и отдохнуть неделю-полторы, заняться семейными делами, здоровьем, своими детьми.

- Требует ли переход на биместровую систему каких-либо финансовых затрат?

— Нет, не требует. Нужно только убедить родителей и педагогов в пользе такого перехода. Закон "Об образовании" дает школе право самой определять весь учебный годовой цикл своей жизнедеятельности. И ни одна инстанция — ни федеральная, ни муниципальная, ни региональная — не имеет права вмешиваться в этот вопрос. Поэтому если директор, педагоги и родители захотят, они могут ввести эту систему без каких-либо проблем.

Более того, кое-что удастся и сэкономить. Во-первых, государству не потребуется выделять средства на организацию летнего досуга детей при школах, а это сотни миллионов рублей ежегодно только для одной Москвы, я уже не говорю по всю страну. Во-вторых, в июне все педагоги, как правило, работают и получают зарплату, но учебный процесс не идет. Для государства это непродуктивные расходы, которые удастся сделать эффективными.

- Подтверждаются ли Ваши утверждения о пользе биместровой системы для здоровья школьников какими-либо исследованиями?

— Да, наши коллеги из Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Центра детского здоровья РАН проводили независимый мониторинг состояния здоровья детей в Университетской школе МГПУ, где была внедрена биместровая система, и в контрольных школах. Они выяснили, что в обычной школе количество хронических заболеваний среди первоклассников только за год возрастало на 42%. А в нашей школе рост хронических заболеваний составил 0%, то есть ни у одного ребенка не было зафиксировано ни одного нового хронического заболевания.

Более того, последние данные, обнародованные коллегами-медиками на научной конференции в марте этого года, показывают, что у нас статистически значимое количество детей переходят из третьей группы здоровья во вторую, а из второй в первую. То есть вопросы оздоровления действительно решаются. Тем самым биместры способствуют переходу от здоровьеподрывающего к здоровьесозидающему образованию.

Я, правда, далек от идеализации биместровой системы и не считаю, что она представляет собой панацею. Чтобы решить проблемы здоровья, нужно организовать не только правильный годовой цикл, но еще и дневной. Также очень важна атмосфера радости от учебного труда у детей, хорошее настроение у педагогов, качественное питание и другие факторы. Но это уже вопросы еще более тонкой настройки организма школы как здоровьеформирующей среды жизнедеятельности и развития ребенка.

- Существуют ли препятствия к внедрению биместровой системы?

— Главным образом, это инерционность нашей образовательной системы и стереотипы, укорененные в сознании управленцев, педагогов и родителей.
Когда говоришь родителям о биместровой системе, их первая реакция: "Как? Вы хотите лишить наших детей целого месяца летнего отдыха?". Я отвечаю: "Нет, мы хотим подарить им здоровье и дать еще целый дополнительный месяц отдыха в течение учебного года и попутно отучить их от лени и безделья".

Есть еще небольшие нестыковки в 9 и 11 классах, которые должны закончить учебный процесс обязательно до конца мая и пройти итоговую аттестацию, но при более гибком подходе к решению организационных вопросов аттестации – это тоже не проблема. Тем более, что в этом направлении уже есть позитивные сдвиги, так как ЕГЭ и ОГЭ стало возможным сдать в разные периоды обучения.

Все остальное, я бы сказал, дело учебно-методической техники. Чуть-чуть подрегулировать учебные программы под биместры, поправить форматы журналов и дневников и т.п. Главное – объяснить людям, что биместровая система действительно решает проблемы здоровья детей.

Образование
Комментарии
2 пользователя оставили 2 комментария
Курение и алкоголь портит учащимся здоровья, ещё и курение в семье портит учащимся здоровье! Нужно увлекать учащихся спортом, развивающими мероприятиями, классы труда открыть, разных секций! В конце концов возродить пионеров, чтоб местный контроль...
А почему в советское время не было таких проблем?
Не то, чтобы о них замалчивали, а просто не было. И память не страдала за три летних месяца, и здоровье не ухудшалось за 10 учебных лет.
Может быть причина не в этом?
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена