МОСКВА, 31 дек — РИА Новости, Захар Андреев. Два миллиарда потрачено — а результат нулевой. Провал модернизации американских крейсеров класса Ticonderoga в очередной раз показал, что судостроение в глубоком кризисе. Это особенно заметно на фоне успехов потенциального противника — Китая. Как в Вашингтоне пытаются исправить ситуацию — в материале РИА Новости.
Чинят скотчем
Глобальное военное доминирование Штатов в годы после холодной войны обеспечивалось за счет самых мощных в мире военно-морских сил. Статус они сохраняют и по сей день, но флот неуклонно дряхлеет. А вот с пополнением большие проблемы.
За последние десятилетия судостроительная отрасль серьезно деградировала. Американцы словно разучились не только строить, но и ремонтировать корабли. Сроки затягиваются, качество низкое, компетентных работников остро не хватает.
Очередной провал — эпопея с модернизацией ракетных крейсеров Ticonderoga, которая началась в далеком 2012-м. Сперва программа охватывала одиннадцать кораблей, затем список сократили до семи. В итоге в строй вернутся три вымпела, остальные списали. Но прежде чем отправить в утиль, на ненужные крейсеры успели потратить 1,84 миллиарда долларов. Цифры привела Счетная палата США.
Ракетный крейсер Lake Champlain типа Ticonderoga
Одна из причин в том, что военно-бюрократические структуры так и не разобрались, кто должен осуществлять надзор над ходом работ. В итоге не следил никто, а подрядчик оказался некомпетентным. Например, чтобы обеспечить герметичность рукава вокруг сонара, рабочие использовали “неразрешенные материалы” — скотч, монтажную пену и “герметик, рекламируемый по телевидению”, сказано в отчете.
Кстати, срок службы трех оставшихся крейсеров планируется завершить в 2030-м финансовом году — то есть, уже совсем скоро.
Разница в 232 раза
Кризис охватывает не только военное, но и гражданское судостроение в США. Общий объем производства упал до исторического минимума, сократившись более чем на 85% с 1950-х. А количество верфей, способных строить крупные суда, снизилось более чем на 80 процентов.
В 1970-х США строили пять процентов мировых океанских коммерческих судов. Теперь все изменилось. Крупнейший игрок — Китай, который занимает 46,59% мирового рынка. На втором месте Южная Корея (29,24%), а на третьем — Япония (17,25%). Доля Штатов — всего 0,13%.
Верфи Китая имеют мощность около 23 250 000 тонн против менее 100 000 тонн у США. То есть, в 232 раза больше.
Корабль ВМС НОАК
У американцев — меньше двухсот судов океанского класса, причем лишь 80 из них участвуют в международной торговле. У Китая таких — пять с половиной тысяч.
У этих, казалось бы, чисто коммерческих достижений есть и важное военное измерение: существующие мощности Китая позволяют ему быстро и дешево строить военно-морские и вспомогательные суда. В результате, согласно отчетам Пентагона, на сегодняшний день ВМФ НОАК насчитывает более 370 кораблей, тогда как у ВМС США — около трех сотен. В ближайшие годы этот разрыв будет лишь увеличиваться.
В Вашингтоне планируют по крайней мере частично перенять опыт потенциального противника, чтобы сократить отставание.
"Прощение кредитов"
В декабре группа конгрессменов предложила проект Закона о судостроении и инфраструктуре портов для процветания и безопасности (SHIPS).
"Поддерживая судостроение, судоходство и развитие рабочей силы, законопроект укрепит цепочки поставок, снизит нашу зависимость от иностранных судов, предоставит американцам хорошо оплачиваемую работу и удовлетворит потребности ВМС и Береговой охраны в судостроении", — говорится в заявлении одного из соавторов документа, сенатора Марка Келли.
Идей там много. Среди них — снабдить надводный флот возможностями перезарядки ракетных ячеек прямо в море. Испытания уже проводили: боеприпасы доставлялись на крейсер класса Ticonderoga с помощью сухогруза.
Универсальная установка вертикального пуска МК-41 на борту ракетного крейсера типа "Тикондерога" USS San Jacinto ВМС США
“Такая возможность была бы жизненно важна во время войны против Китая на просторах Западной части Тихого океана, которая, вероятно, будет включать в себя большой объем ракетного огня с кораблей ВМС вдали от портов”, — отмечает издание The War Zone. Таким образом американцы надеются повысить военную роль гражданских судов.
Кроме того, акт содержит требование к ВМС США и Береговой охране “интегрировать передовой коммерческий опыт при проектировании, ремонте и строительстве судов”.
Планируется инвестировать сотни миллионов долларов в небольшие судостроительные заводы и на переоборудование гражданских судов в военную конфигурацию. Предполагается и стимулирование “смены флага” — то есть, по сути, приобретение иностранного морского транспорта.
Судостроителям обещают налоговые послабления и прочие блага для привлечения инвестиций. Сотрудникам предприятий — списание кредитов, если они проработают на американском судне или верфи десять лет. Есть льготы и для моряков.
Разумеется, не обошлось и без бюрократии: согласно проекту, в Белом доме появится должность советника по морской безопасности.
Неизвестно, насколько эффективными будут эти меры. Но даже если идеи сработают, быстрого результата ждать не приходится. А пока США готовятся противостоять мощному флоту Китая с помощью малых мобильных групп, беспилотников и искусственного интеллекта. На эти системы делает ставку окружение Дональда Трампа, где важную роль играют представители высокотехнологичного бизнеса из Силиконовой долины. Правда, есть нюанс — КНР и по производству дронов ушла далеко вперед.