МОСКВА, 30 окт — РИА Новости, Глеб Подгорский. Подсолнечное масло, зерно, бутилированная вода — сельхозпредприятие Романа Ткаченко было градообразующим в Ольговке Кореневского района. Это на границе, в Курской области. Сюда вторглись ВСУ. Сейчас их уже выгнали, но обстановка там по-прежнему напряженная. О том, как работникам удалось спастись, — в материале РИА Новости.
"Не хотели уезжать"
— Вот тракторы. Стекла, конечно, побитые, но в остальном вроде бы целые.
Военнослужащий отправил директору "Грин Терра" Роману Ткаченко видео с производственного комплекса. Сожженные ангары, поврежденная сельхозтехника, посеченное осколками зернохранилище. Общий ущерб, по оценкам руководителя, — на 3,5 миллиарда рублей.
Тут на полях в шесть тысяч гектаров выращивали зерно — ячмень, пшеницу, сою, подсолнечник, кукурузу, а также 15 сортов яблок. Выпускали до 300 тысяч литров рафинированного и нерафинированного подсолнечного масла в год, более 340 тысяч литров газированной и негазированной бутилированной воды.
Рабочие у зернохранилища
Персонал — три сотни человек, в основном из Ольговки и окрестных сел. В 2022-м шестерых мобилизовали. Предприятие с первых дней СВО помогало военным: не только продуктами, но и спецоборудованием. Потратили на это миллионы.
Когда вторглись ВСУ, никто из сотрудников эвакуироваться не спешил. Но начались обстрелы.
"Одного человека потеряли. Вышел из дома за водой, и вэсэушники его — в упор… Потом прилетел снаряд — убил его больную мать", — рассказывает РИА Новости Ткаченко.
"Надеемся вернуться обратно"
Уезжали спешно, взяв только самое необходимое. Директор предприятия проконтролировал, чтобы люди, которым совсем некуда идти, не задерживались в пунктах временного размещения.
"Спасибо друзьям — один из них разместил у себя на даче в Орле 29 беженцев. Поддержали нас колоссально", — говорит он.
Предприятие занималось выращиванием яблок
Сам же Роман выбрался из Кореневского района 9 августа. "Мой дом в селе Жадино, а родители рядом, в Коренево. Они ни в какую не хотели эвакуироваться. Но я настаивал. ВСУ уже в трех километрах — лупили из танка куда придется".
Сотрудники рассчитывают вернуться в Ольговку в самом ближайшем будущем. Среди них есть те, кто там работает с советских времен, когда был колхоз.
"Раньше всем заведовал отец, я помогал чем мог. С 2015-го подключился, мы с ним трудились бок о бок, — объясняет предприниматель. — Активно участвовали и в общественной жизни. Помогали соцучреждениям".
Поддержка региона
Его сотрудники продолжают получать зарплату. В подобной ситуации оказались и другие аграрии. Региональные власти сообщили, что ущерб агропромышленному комплексу Курской области из-за вторжения превысил 100 миллиардов рублей, а промышленности, малым и средним предприятиям — 17 миллиардов.
Предприятие в курском приграничье было градообразующим
Создали рабочую группу по поддержке пострадавших хозяйств. Там представители более 20 промышленных и сельскохозяйственных компаний, профильных министерств и ведомств.
"Возмещать ущерб будут поэтапно. Сперва вернут часть средств, которые сейчас уходят на зарплату. Затем помогут с возобновлением производства, восстановлением", — перечисляет Ткаченко.
Дома сотрудникам и просто односельчанам отремонтируют или построят частично за счет предприятия.
"На связи со всеми своими работниками — нет ни одного, кто не хотел бы вернуться. Мы все очень ждем этого дня. Ведь нам предстоит возродить Ольговку, заново создать инфраструктуру, чтобы мы, как прежде, жили и работали на своей земле", — подчеркивает директор.
Пока же об этом говорить рано: по сообщениям военных, небо над освобожденной Ольговкой по-прежнему кишит вражескими дронами, а территорию села еще не разминировали.
Одно из производственных помещений