МОСКВА, 24 июн — РИА Новости, Ренат Абдуллин. Полвека назад чилийская военная хунта под предводительством Аугусто Пиночета учредила Национальное разведывательное управление, известное как ДИНА. На деле же это была тайная полиция с неограниченными полномочиями. За три года жертвами "эскадронов смерти" стали более трех тысяч человек. Спустя 50 лет в США рассекретили часть документов, проливающих свет на истинных создателей проекта.
"Три источника власти"
Сотрудники американского архива национальной безопасности называют это управление "полицейскими силами типа гестапо". Действительно, полномочия и методы схожи.
CC BY 2.0 / Ministerio de Relaciones Exteriores de Chile / Augusto Pinochet Ugarte (c. 1974)
Аугусто Пиночет
Указ о создании Национального разведывательного управления (Dirección de Inteligencia Nacional, DINA) был опубликован 18 июня 1974-го, менее чем через год после прихода к власти хунты. Декрет, подписанный генералом Аугусто Пиночетом и соратниками, официально поручал организации "разработку требований по сбору разведданных для формулирования политики, планов и принятия мер, необходимых для безопасности и развития страны".
В указе, однако, было три засекреченных пункта, дающие новой структуре право действовать в качестве тайной полиции — для слежки, задержания, заключения в тюрьму и устранения любого, кто хоть как-то похож на противника режима.
В отличие от гестапо, над которым был формальный госорган (главное управление имперской безопасности), чилийское "разведуправление" подчинялось непосредственно Пиночету. "В Чили есть три источника власти, — сообщил офицер местной разведки американскому военному атташе в 1974-м. — Пиночет, Бог и ДИНА".
Директором стал полковник Мануэль Контрерас. Он отчитывался "исключительно перед президентом Пиночетом и получал приказы только от него".
При чем тут США?
История отношений США с хунтой в Чили — давняя и проблемная. Начиная с 1990-х от американских президентов неоднократно требовали официальных извинений за поддержку Вашингтоном режима Пиночета — и те всегда уходили от ответа.
В 2000-м ЦРУ все же признало свою причастность — правда, со множеством оговорок.
"ЦРУ активно поддерживало военную хунту после свержения Сальвадора Альенде, но не помогало Пиночету занять пост президента", — сообщалось в документе.
470 лет Сантьяго-де-Чили
Что касается возникновения ДИНА, то спустя годы высокопоставленный сотрудник американской разведки Рэймонд Уоррен говорил о "гениальности" Контрераса при создании репрессивного аппарата.
Рассекреченные документы проливают свет на истоки этой фразы.
Американская разведка поддерживала ДИНА организационно еще на стадии зарождения. В середине февраля 1974 года заместитель директора ЦРУ Вернон Уолтерс тайно отправился в Сантьяго. Задача от правительства США — личная встреча с Пиночетом.
"Я передал приветствия от президента и госсекретаря, а также заверения в дружбе и наше желание помочь тактично", — сообщил Уолтерс в телеграмме Генри Киссинджеру, возглавлявшему Госдепартамент.
Пиночет, приняв предложение, попросил ЦРУ поддержать его новую службу и "своего ключевого человека" — полковника Мануэля Контрераса.
"Я сказал ему, что мы были бы рады, если бы Контрерас или кто-нибудь еще приехал к нам и посмотрел, чем мы можем помочь", — сообщил Уолтерс Киссинджеру.
Государственный секретарь США, помощник президента по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджер
Уже три недели спустя чилийского полковника за званым ужином принимали в Лэнгли. Сотрудники управления рассказали гостю о том, как вообще устроены спецслужбы. А в середине 1975-го Контрерас некоторое время даже числился в финансовых отчетах ЦРУ как "оплачиваемый актив".
Черт вырывается из табакерки
Хотя подразделения чилийских вооруженных сил регулярно совершали преступления, в течение первых трех лет диктатуры именно ДИНА несло ответственность за большинство тайных арестов, случаев пыток и исчезновений. В США начали осознавать, к чему приложили руку.
В одном из докладов американской разведки отмечалось, что методы допроса задержанных — "прямо из испанской инквизиции". Многих после такой процедуры казнили. Среди способов убийства были не самые привычные: например, связывали и сбрасывали с вертолета в океан.
ДИНА занималось и крупными дезинформационными кампаниями. В ходе "Операции Коломбо" агенты размещали в малоизвестных информационных бюллетенях и газетах Бразилии и Аргентины ложные истории, утверждая, что чилийские левые сами убивали друг друга. В Буэнос-Айрес сотрудники DINA доставили труп с отрезанными головой и руками, с документами, удостоверяющими личность одного из исчезнувших чилийцев, и запиской: "Убит MIR". Речь шла об одной из левых партизанских организаций.
Группа журналистов под руководством американца Джона Дингеса быстро разоблачила "Операцию Коломбо". Посольство США сообщило в Вашингтон, что истории, появившиеся в прессе, "вероятно, не соответствуют действительности", а исчезнувшие жертвы на самом деле убиты чилийцами.
"Ребрендинг" тайной полиции
Пиночетовская организация отвечала также за сверхсекретную программу по разработке химического оружия, которое можно было бы использовать в случае войны с Перу или Аргентиной, а также для тайных убийств врагов режима. Сотрудники построили подпольную лабораторию на конспиративной квартире одного из своих ведущих агентов Майкла Таунли, который закупал оборудование и химикаты в Штатах. Помимо производства зарина, планировали создавать еще более опасные боевые химические газы: зоман и табун.
В сентябре 1976-го ДИНА нанесло удар в самое сердце США. В Вашингтоне при взрыве автомобиля погибли бывший посол Чили Орландо Летельер и его секретарша Ронни Карпен Моффит.
© AP Photo / AS
Бывший посол Чили в США Орландо Летельер в Вашингтоне, 1975 год
Теракт усилил международное давление и критику со стороны чилийских вооруженных сил, возмущенных необузданностью спецслужбы.
Менее чем через год после взрыва в Вашингтоне Пиночет объявил о роспуске организации. И новым указом учредил "Центр национальной разведки" (CNI). В отчетах американских спецслужб и оценках посольства отмечается, что это был просто "ребрендинг" чилийской тайной полиции: "Функции и формулировки указов о создании DINA и CNI практически идентичны". Многочисленные агенты ДИНА просто перешли в новый центр, который также подчинялся непосредственно диктатору.
Несмотря на предупреждения дипломатов и разведчиков, Вашингтон не пытался активно бороться с пиночетовской организацией. Лишь в январе 1978 года Министерство юстиции США предъявило Контрерасу и его заместителю Педро Эспиносе обвинение в причастности к убийству Летельера и Моффит и потребовало их экстрадиции. Пиночет отказался. Дело в том, что "его ключевой человек" начал шантажировать президента, угрожая передать Штатам документы о личном заказе диктатора на теракт.
Перед судом Контрерас и Эспиноса предстали только в 1990-х, на родине, после ухода Пиночета с поста президента. Тогда же прекратил существование и CNI.
Бывший глава чилийской секретной службы, генерал полиции (в отставке) Мануэль Контрерас, 1992 год