МОСКВА, 30 янв — РИА Новости, Ренат Абдуллин. Архив национальной безопасности США рассекретил документы, связанные с двусторонним саммитом 1994 года в Москве. Что нового выяснилось о российско-американских отношениях времен Билла Клинтона и Бориса Ельцина — в материале РИА Новости.
"Самый важный коллега"
Советник Клинтона по национальной безопасности Энтони Лейк предупреждает в меморандуме президента: "Как и на всех американо-российских и советских саммитах до этого, даже после окончания холодной войны, ставки высоки. Вам и Ельцину придется решать сложные вопросы, которые только за последние несколько месяцев принесли новые проблемы в наши отношения".
Борис Ельцин и Билл Клинтон
"Ельцин, возможно, ваш самый важный зарубежный коллега, — продолжает он. — Но это новое партнерство и позитивное направление наших отношений с Россией находятся под пристальным вниманием. Критики в прессе и других источниках утверждают, что мы слишком сильно делаем ставку на Ельцина и реформы. <…> Многие полагают, что Ельцину, возможно, придется замедлить экономические реформы после выборов (парламентских, состоявшихся в России в декабре 1993-го. — Прим. ред.) и сохранить преимущество над националистами, проводя более жесткую политику с Молдовой и с Украиной".
"После выборов Ельцин оказывается перед суровым выбором. Российские политические и социальные дебаты демонстрируют разность взглядов по поводу темпов и направления экономических реформ, роли и прав России в ближнем зарубежье, а также отношений с Восточной Европой, США и остальным Западом, — отмечает советник. — В России существует значительная двойственность относительно того, насколько быстро ей удастся интегрироваться с Западом в экономике и политике".
В числе главных задач саммита Лейк назвал, помимо прочего, "заключение исторического соглашения с Москвой и Киевом об удалении всего ядерного оружия с Украины". "Мы работаем над тем, чтобы Ельцин сказал да предложению "Партнерство ради мира", которое вы привезете со встречи НАТО в Брюсселе. Это критически важно для долгосрочной миссии по интеграции современной России с Западом. Вам нужно будет дать Ельцину четко понять, что продолжение агрессивного поведения России в ближнем зарубежье рискует подорвать основу его поддержки на Западе. Вы можете убедить его предпринять конкретные шаги, чтобы этого не произошло, такие как соглашение с Эстонией и Латвией о скорейшем выводе российских войск". Что касается украинского ядерного оружия, то, по мнению Лейка, успешное завершение переговоров стало бы значимым символом готовности России честно работать с "самым важным соседом". В итоге согласие было достигнуто.
Гарантии Украине
Второй рассекреченный меморандум — Строуба Толботта, заместителя госсекретаря Уоррена Кристофера. "Решающее значение для мудрой и устойчивой политики в отношении бывшего СССР имеет необходимость поместить [постсоветские страны] в более широкий контекст, а это означает перемещение Европы с окраин в центр нашей стратегии", — пишет он.
Толботт отрицательно отозвался об инициативе министра иностранных дел России Андрея Козырева "Партнерство для единой Европы": это подчинило бы Североатлантический альянс структурам ОБСЕ и усилило Москву. Российские власти "раздражает то, что НАТО, похоже, готова диктовать условия нового порядка", — указывает заместитель госсекретаря. Что касается Козырева, с которым у Толботта (по его же словам) были теплые отношения, он "стал частью проблемы, а не частью решения", негативно влияя на Ельцина.
Государственный секретарь США Уоррен Кристофер и министр иностранных дел РФ Андрей Козырев после подписания ряда соглашений. 1 февраля 1994 года
По пути в Москву Билл Клинтон остановился в Киеве и встретился с президентом Украины Леонидом Кравчуком. Напомнив, что он летит с саммита НАТО, американский гость сказал: "Думаю, вам было бы приятно послушать частные дискуссии шестнадцати лидеров. Каждый из них понимает стратегическую важность вашей независимости и желает, чтобы ваша страна играла сильную и ведущую роль в центре Европы. Я надеюсь, что вы присоединитесь к "Партнерству ради мира", которое мы предложили всем республикам бывшего Советского Союза и странам Варшавского договора. Наши американские военные лидеры рассчитывают на контакты и совместную работу. Я также сказал всем лидерам НАТО, что, если мы сможем решить ядерную проблему, мы все должны взять на себя экономические обязательства перед Украиной".
Президент Соединенных Штатов Америки Билл Клинтон, президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин и президент Украины Леонид Кравчук
Избирательное цитирование
Беседа с Ельциным состоялась 13 января. Российский президент много говорил о недавних парламентских выборах, всячески пытаясь успокоить коллегу по поводу неубедительного выступления демократических сил. "Остается огромное уважение к вам среди лидеров, с которыми я имею дело, — отметил, в свою очередь, Клинтон. — Но есть основная тема: Ельцин — великий человек, однако он ведет и проигрывает битву против сил истории. Им было бы полезно увидеть, что вы в это не верите, я в это не верю. Мы не хотим, чтобы у людей сложился стереотип о России, застывшей в прошлом. Мы хотим, чтобы они смотрели в будущее. Так что, возможно, вам стоит пригласить некоторых из них в Россию в ближайшие несколько месяцев".
Переходя к экономическим реформам, Ельцин указал на недостаточную поддержку от "Большой семерки" и МВФ, а также на нехватку американских инвестиций. При этом он подчеркнул: Россия не просила "помощи для наших социальных нужд", так как это чревато усилением антизападных настроений. Предпочтительный путь — инвестиции.
Вечером Ельцин и Клинтон продолжили общение в Ново-Огарево за ужином. Посол США в России Томас Пикеринг отправил в Госдепартамент и Белый дом отчет. Среди главных тем — роль России в европейской безопасности, "Партнерство ради мира" и будущее НАТО. В мемуарах Козырев писал, что Ельцин был шокирован заявлением Клинтона о расширении альянса и "даже почувствовал себя преданным". Однако Пикеринг привел другие слова российского президента: "Мы, конечно, согласны с вами по поводу НАТО".
Официальный визит президента РФ в США
Посол не закавычивал большинство высказываний, приписываемых им Ельцину. Это не стенограмма, а изложение основных тезисов беседы. "Россия должна быть первой страной, вступающей в НАТО. После этого другие в Центральной и Восточной Европе могут присоединиться. Должен быть своего рода картель США, России и европейцев по международной безопасности", — писал он. "На самом деле Россия еще не готова вступить в НАТО" — это замечание Ельцина Пикеринг уже привел как дословную цитату. "Мы могли бы гарантировать странам Европы столетие мира или больше", — отметил, в свою очередь, Клинтон.
Все неоднозначно
В России на публикацию американского архива отреагировали критически. В частности, на "планы" России войти в НАТО. Экс-глава протокола Ельцина Владимир Шевченко в разговоре с РИА Новости сообщил, что не слышал от президента подобных заявлений. "Глупость собачья от этих товарищей", — сказал он. И упрекнул американцев в рассекречивании двусторонней документации без обоюдного согласия.
"Вступление России в НАТО стало бы предательством национальных интересов страны, — прокомментировал публикацию глава Общественной палаты Крыма, историк и политолог Александр Форманчук. — НАТО никогда не воспринимала Россию как равного партнера, подспудно вынашивая планы захвата территорий и установления контроля над ресурсами".
Президент США Билл Клинтон, президент РФ Борис Ельцин, президент Франции Жак Ширак, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана (слева направо) во время подписания Основополагающего акта "Россия — НАТО"
Личный консультант Ельцина Игорь Минтусов также сообщил РИА Новости, что не слышал от президента ничего о желании присоединиться к НАТО. "С нами такого разговора не было. Мы обсуждали другие проблемы", — подчеркнул он.
Сам Клинтон пару лет назад в колонке для The Atlantic писал: "Мы оставляли дверь открытой для России в НАТО, что я ясно дал понять Ельцину, а позже подтвердил его преемнику Владимиру Путину".
Российский президент, выступая в октябре на пленарном заседании международного дискуссионного клуба "Валдай", напомнил о готовности к сближению в прошлом. "Был момент, когда ваш покорный слуга высказал предположение: "А может, нам и в НАТО вступить?" Но нет. НАТО такая страна не нужна", — отметил он. Причина всех бед, по мнению Путина, в самоуверенности членов альянса, их собственных геополитических интересах и надменном отношении к другим государствам.