6 октября 1943 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был утвержден проект постановления Совнаркома РСФСР об организации Академии педагогических наук РСФСР (ныне Российская академия образования, РАО) – первого комплексного научно-исследовательского учреждения в области педагогики.
В состав академии вошли видные советские ученые и интеллигенция. В их числе были Николай Чехов – известный деятель дореволюционного общественно-педагогического движения и писатель Алексей Толстой. Их избрание должно было продемонстрировать широкий междисциплинарный характер Академии.
Первым президентом учреждения (1943-1946) стал народный комиссар просвещения РСФСР Владимир Потемкин.
В обязанности академии входили: содействие развитию народного образования в стране и распространению педагогических знаний; повышение теоретического уровня учительства и всех работников народного образования; разработка вопросов общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях; научно-исследовательская работа в области педагогических наук и др.
Правительство установило срок открытия академии – 15 декабря 1943 года.
Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил устав Академии и определил состав ее учреждений. В нее вошли научно-исследовательский институт теории и истории педагогики; научно-исследовательский институт методов обучения; научно-исследовательский институт психологии; научно-исследовательский институт дефектологии; музей по народному образованию; государственная библиотека по народному образованию.
Академия начала свою работу в составе четырех научно-исследовательских институтов – теории и истории педагогики, методов обучения, психологии, дефектологии, а также музея по народному образованию и государственной библиотеки по народному образованию (основана в 1925 году).
Так как Академия была создана в дни Великой Отечественной войны (1941-1945), то в планах ее научно-исследовательской работы входила как мирная, так и военная тематика.
В 1945 году были организованы издательство и типография Академии, что стало важным шагом для дальнейшего развития ее научной деятельности. Здесь были подготовлены собрания сочинений Константина Ушинского, Надежды Крупской, Антона Макаренко, избранные труды известных педагогов, публицистов и писателей Виссариона Белинского, Льва Толстого, Николая Пирогова, Иоганна Песталоцци, педагогическая и детская энциклопедии.
В 1946 году постановлением СНК РСФСР был образован филиал Академии педагогических наук РСФСР в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в составе отделений педагогики, психологии и методик преподавания основных дисциплин в начальной школе. При президиуме АПН РСФСР в том же году были организованы бюро по изучению иностранного опыта и отдел филиалов и кафедр, которому поручалась координация научных исследований в области педагогики. Таким образом, уже через три года после основания Академия превратилась в многоотраслевое научное учреждение.
С первых шагов своей деятельности академия стремилась соединить научную работу и педагогическую практику. К 1966 году на бюджете академии находились 10 экспериментальных школ и две школы-лаборатории. Свыше 120 школ в различных областях РСФСР стали опорными точками для постановки педагогических экспериментов, распространения и внедрения достижений науки в практику.
Академия педагогических наук РСФСР вела большую работу по подготовке научно-педагогических кадров. Если в 1946 году среди сотрудников академии было 158 кандидатов наук, а доктора насчитывались единицами, то в 1957 году здесь трудилось уже 375 кандидатов наук и 85 докторов. В 1945 году в аспирантуре академии обучалось 44 человека, в 1966 году – 242.
1 августа 1966 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР" в целях повышения роли педагогической науки в разработке проблем коммунистического воспитания и образования молодого поколения и координации педагогических исследований в стране.
29 августа 1967 года на общем собрании Академии был избран президиум и утвержден устав АПН СССР. Первым президентом Академии (1967-1971) стал Владимир Хвостов.
Основой АПН СССР стали учреждения АПН РСФСР (11 научно-исследовательских институтов, девять экспериментальных школ, государственная библиотека по народному образованию им. К.Д. Ушинского, научно-педагогический архив).
В январе 1969 году в составе академии был создан Институт повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов, в августе 1969 года издательство "Педагогика" Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
В 1976 году в составе академии был создан Научно-исследовательский институт профессионально-технической педагогики (Казань).
В начале 1970-х годов академия перешла от "пассивной" координации, когда главной задачей был учет исследовательской работы научно-исследовательских организаций, к координации активной работы в области педагогических наук в научно-исследовательских и учебных учреждениях страны.
Академия активно участвовала в планировании научно-исследовательской работы в области педагогических наук; оказывала помощь НИИ педагогики (школ) союзных республик и кафедрам педагогики и психологии в организации исследований, а также во внедрении их результатов в практику учебно-воспитательной работы учреждений народного образования; привлекала к педагогическим исследованиям практических работников школ, вузов и других учебно-воспитательных учреждений; согласовывала тематику диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических (психологических) наук и т.д.
Академия регулярно организовывала Всесоюзные педагогические чтения и конкурсы учительских докладов.
Поддерживала активные связи с зарубежными научно-педагогическими учреждениями (в 1990 году – из 96 государств мира). Ученые академии участвовали в деятельности международных организаций: ЮНЕСКО, Международного бюро просвещения, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и др.
К 1990 году в системе Академии было занято свыше 4,3 тысячи человек, в том числе в научно-исследовательском институте – 2518 человек (1,6 тысяч научных сотрудников, 19 действительных членов Академии педагогических наук СССР, 17 членов-корреспондентов, 165 докторов наук, 916 кандидатов наук).
В 1992 году на базе АПН СССР была создана Российская академия образования.
В настоящее время РАО – одна из четырех государственных академий наук России.
РАО – ключевой профильный экспертный, научно-методический и прогностический центр в области наук об образовании.
Миссия РАО – содействовать развитию наук об образовании в России, объединять интересы, знания и опыт представителей научно-педагогического сообщества, способствовать обучению и воспитанию детей и молодежи.
Академия ведет исследования и разработку научных основ образования в РФ. Координирует апробацию образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания, а также исследования в интересах повышения педагогической культуры российского общества. Академия оказывает научно-методическую помощь учебным заведениям и органам управления образованием. Особое направление – обобщение и распространение исторического и современного опыта развития образования и педагогической теории.
В структуру РАО входят шесть отделений, 12 центров, учебный центр, а также Информационный центр "Библиотека имени К.Д. Ушинского".
Региональные научные центры РАО созданы в восьми федеральных округах страны.
В систему РАО были включены институты: теории образования и педагогики; психологический; развития личности; возрастной физиологии; коррекционной педагогики; управления образованием; общего среднего образования; среднего специального образования; профессионально-технического образования; образования взрослых; образования Сибири, Дальнего Востока и Севера; педагогических инноваций.
Академия педагогических наук присуждала премии академии, в том числе им. Н.К. Крупской (с 1969 года) и им. К.Д. Ушинского (с 1946 года).
В 2023 году ученые РАО профессор Вадим Гриншкун и профессор Сергей Григорьев стали лауреатами премии правительства РФ в области образования.
С 2017 года присуждается почетное звание "Профессор РАО".
Президент РАО – доктор исторических наук, профессор Ольга Васильева.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников