Вашингтон загнали в тупик. Кому США проиграли целый регион

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Ренат Абдуллин. В Тегеране вновь заговорили о выходе из фактически замороженной "ядерной сделки". Эти заявления прозвучали на фоне сближения Ирана с Саудовской Аравией. О том, как последние события на Ближнем Востоке меняют региональный расклад, — в материале РИА Новости.

Судьба "ядерной сделки"

Законопроект о прекращении переговоров по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по сворачиванию ядерной программы внесли в меджлис (иранский парламент). "Дверь для диалога может закрыться", — предупредил министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиан.
Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Тегеране
При этом Тегеран по-прежнему привержен сотрудничеству с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и соблюдает мартовские договоренности с гендиректором организации Рафаэлем Гросси, подчеркнул дипломат.
Организация по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) предоставила МАГАТЭ право проверять три ядерных объекта.
СВПД подписали в формате "5+1": пять постоянных членов Совбеза ООН (Россия, Китай, Великобритания, Франция и США) и Германия. При президентстве Дональда Трампа американцы отозвали подпись. Джо Байден пытался вернуться к соглашению, но в Тегеране, похоже, уже передумали.

Давний конфликт

Иран восстановил дипломатические отношения с Саудовской Аравией (КСА), разорванные семь лет назад.
Пресс-конференция военного представителя Саудовской Аравии в Эр-Рияде по вопросу нападения на объекты нефтяной компании Aramco
В 2011-м саудиты, тогда главные союзники американцев в регионе, обвинили Тегеран в разжигании в Бахрейне массовых акций против королевской семьи и направили более тысячи солдат для подавления беспорядков. Вскоре в Сирии разразилась гражданская война. Иран поддержал президента Башара Асада, предоставил ему вооруженные силы и деньги для борьбы с суннитскими повстанцами. В Саудовской Аравии большинство — сунниты, поэтому Эр-Рияд помогал мятежникам.
В 2015-м, во время ежегодного хаджа в Мекке, в давке погибли около двух тысяч паломников, в том числе более 400 иранцев. Тегеран возложил ответственность на Эр-Рияд.
Через четыре месяца после этой трагедии саудиты казнили шиитского прововедника Нимра аль-Нимра, видного критика правительства королевства. Протестующие в Тегеране штурмовали посольство Саудовской Аравии, а верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил о "божественной мести". Эр-Рияд разорвал отношения с Тегераном. Но теперь все это в прошлом.

Ирано-саудовское потепление

С апреля по сентябрь 2022-го состоялись четыре раунда переговоров между Ираном и КСА, в основном при посредничестве Ирака и Омана.
Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани и советник по национальной безопасности Саудовской Аравии Мусаид аль-Айбан на церемонии подписания соглашения о возобновлении дипломатических отношений между странами в Пекине
После пятой встречи Хаменеи призвал вновь взаимно открыть посольства Саудовской Аравии и Ирана. Вскоре председатель КНР Си Цзиньпин посетил Эр-Рияд, где его принял принц Мухаммед бин Салман. И вопрос был решен.
Подробности достигнутого соглашения неизвестны. Видимо, даны взаимные заверения в том, что Иран и Саудовская Аравия не станут мешать друг другу в сфере политики, разведки, безопасности и СМИ.
Дипломаты двух стран встретятся до окончания священного месяца Рамадан (не позднее 20-х чисел апреля), чтобы окончательно оформить историческое примирение, сообщило официальное Саудовское агентство печати (SPA).
В Тегеране заявили, что президент Ибрахим Раиси "благосклонно принял" приглашение посетить Саудовскую Аравию. В Эр-Рияде этого пока не подтвердили.
Также на уровне министров иностранных дел обсудят конкретные меры по сближению.

"Звонок" для США

Для Белого дома это стало шоком.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд и президент США Джо Байден во время встречи во дворце Аль-Салам в Джидде
Во-первых, посредником выступил Пекин — один из главных внешнеполитических противников Вашингтона.
"Саудовско-иранская разрядка — тревожный звонок для Америки, — отмечает профессор международных отношений Гарвардского университета Роберта и Рене Белфер, обозреватель издания Foreign Policy Стивен Уолт. — <…> Это обнажает добровольно созданные препятствия, долгое время наносившие вред политике США на Ближнем Востоке, и демонстрирует, как Китай пытается представить себя в качестве силы примирения во всем мире — роли, от которой Соединенные Штаты в значительной степени отказались в последние годы".
Во-вторых, отношения с вроде бы надежным союзником еще больше осложнились. А на Ближнем Востоке у американцев давно не ладится. С Джо Байденом лидеры стран Залива, включая КСА, в прошлом году даже не стали разговаривать по телефону. Его личный визит в регион также оставил неприятный осадок. Принимали президента явно неохотно, что не ускользнуло от внимания СМИ.
Наконец, почувствовав поддержку крупного регионального игрока, Иран теперь может диктовать условия по СВПД.

Главное — уйти от санкций

Опрошенные РИА Новости эксперты сходятся в том, что ирано-саудовское сближение и вероятный пересмотр СВПД переформатируют весь Ближний Восток.
Встреча рабочей группы по снятию санкций в рамках венских переговоров по СВПД
"Арабские противники Ирана меньше волнуются насчет ядерной программы, чем, например, Израиль, — говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. — С другой стороны, их беспокоит военно-политическая активность Ирана. Что касается законопроекта об СВПД, то его перспективы пока неясны".
Эксперт уверен: главное для Ирана — снятие санкций. А это нереально без восстановления СВПД. Однако в Тегеране есть силы, заинтересованные в сохранении статуса-кво. Это прежде всего Корпус стражей исламской революции (КСИР), военно-политическая элита страны, своего рода "государство в государстве". "КСИР адаптировал под санкции "черный" и "серый" бизнесы, получив огромные дивиденды", — напоминает Сажин.
В то же время, добавляет он, обсуждение СВПД в меджлисе — сигнал для группы "5+1": окно возможностей еще открыто.
Профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН Владимир Белов также полагает, что проблема "ядерной сделки" — ключевая для иранской экономики.
"Тегеран решает сложнейшую задачу: стоит ли сохранять такую зыбкую почву для партнерства с европейцами? Есть выбор: либо постоянно опираться на Запад или Россию, либо сосредоточиться на ближневосточной политике", — рассуждает он.
У Саудовской Аравии, подчеркивает аналитик, собственные приоритеты. Это в первую очередь создание образа доминирующего игрока. Американцам, привыкшим к лидерству, такая логика чужда и непонятна.
Обсудить
Рекомендуем