Советский и российский композитор Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье музыканта-теоретика.
Музыкой был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.
В 1941 году поступил в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории.
В это же время дополнительно учился игре на фортепиано у пианистки Марии Гехтман.
С началом Великой Отечественной войны семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев (ныне Самара).
После возвращения в 1943 году в столицу Щедрин продолжил обучение в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова). В 1947 году, во время учебы, получил первую премию в конкурсе композиторских работ. В 1950 году окончил училище.
В том же году поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского сразу на два факультета – фортепианный, в класс Якова Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина. На четвертом курсе Щедрин был принят в члены Союза композиторов СССР за написанный им Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1954). В 1955 году с отличием окончил консерваторию по двум специальностям – композиции и фортепиано. В 1959 году окончил аспирантуру консерватории.
К этому сроку Щедрин уже имел в своем творческом активе фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958).
В 1965-1969 годах вел класс сочинения в Московской консерватории.
В 1960-е годы композитор создал свое самое исполняемое сочинение – балет "Кармен-сюиту" (1967), впервые обратился к опере "Не только любовь" (1961), начал серию концертов для оркестра "Озорные частушки" (1963) и "Звоны"(1968), сочинил оратории "Поэтория" (на стихи поэта Андрея Вознесенского, 1968) и "Ленин в сердце народном" (1969), а также 24 прелюдии и фуги.
Щедрин рано завоевал популярность в театральных жанрах: его балеты "Конек-Горбунок" (1960), "Кармен-сюита", опера "Не только любовь" (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидел свет балет "Анна Каренина" (1972).
Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера "Мертвые души" по произведению Николая Гоголя (1976) на либретто самого композитора. Постановку оперы осуществил в Большом театре в 1977 году режиссер Борис Покровский.
В 1983 году композитор создал двухчасовое произведение "Музыкальное приношение" для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, посвященное 300-летию рождения немецкого композитора Иоганна Баха.
В 1980-е годы Щедрин написал балеты "Чайка" (1979) и "Дама с собачкой" (1985), "Автопортрет" для симфонического оркестра (1984). 1000-летию принятия христианства на Руси посвящены "Стихира на тысячелетие крещения Руси" (1987) и "Запечатленный ангел" (1988) – хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора, а сарреllа со свирелью (флейтой).
В начале 1990-х годов переехал в Мюнхен (Германия), сохранив российское гражданство.
Среди значительных произведений 1990-х годов – опера "Лолита" по одноименному роману Владимира Набокова на либретто самого композитора (1994), поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме (Швеция).
Созданы три концерта – для виолончели, скрипки и альта, посвященные известным музыкантам Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову и Юрию Башмету.
В 1999 году Щедрин написал один из самых впечатляющих своих концертов – Пятый концерт для фортепиано с оркестром, посвятив его финскому пианисту и дирижеру Олли Мустонену.
В 2002 году в концертном зале "Карнеги-холл " (Нью-Йорк, США) состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра "Диалоги с Шостаковичем". В том же году в Линкольн-центре (Нью-Йорк) прошла мировая премьера оперы Щедрина "Очарованный странник" по повести Николая Лескова.
В 2006 году композитором была закончена "Боярыня Морозова" – русская хоровая опера для четырех солистов, хора, трубы, литавр и ударных.
В 2000-х годах Родион Щедрин написал: симфонический фрагмент для оркестра "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" (2008), "Поездка в Айзенштадт" для скрипки и фортепиано (2009), произведение Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера "Апокалипсис" для трех органов и трех труб (2010), драматическая сцена для сопрано и симфонического оркестра "Клеопатра и змея" (2011).
Для XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского написал концертную пьесу "Чайковский-этюд" для фортепиано (2011).
Специально для Мариинского театра композитором были созданы оперы "Левша" (2013) и "Рождественская сказка" (2015).
В 2019 году в Мариинском театре прошла мировая премьера "Мессы поминовения" (2018) для хора а cappella. Партитура была посвящена памяти супруги композитора, балерине Майе Плисецкой.
Родион Зедрин написал музыку к популярным кинофильмам "Высота" (1957), "Коммунист" (1957), "Нормандия – Неман" (1959), "Анна Каренина" (1967), "Сюжет для небольшого рассказа" (1969).
Всего Родион Щедрин является автором свыше 80 сочинений.
Музыкант вел активную общественную деятельность.
Музыкант вел активную общественную деятельность.
С 1973 по 1990 годы занимал пост председателя Союза композиторов РСФСР.
В 1989 году Щедрин был избран в Верховный Совет СССР.
В 1989-1991 годах был членом Межрегиональной депутатской группы.
Почетный профессор Московской консерватории (1997), Санкт-Петербургской консерватории (2005), Пекинской центральной консерватории (2008) и других международных музыкальных организаций.
Автор книг "Монологи разных лет" (2002) и "Автобиографические записи" (2008).
Награжден орденом Почета (2017).
Лауреат Премии имени Д.Д. Шостаковича (1992), Премии Crystal Award Всемирного экономического форума (1995), Российской Национальной театральной премии "Золотая Маска" (2009) и пр.
С 1958 года композитор был женат на известной балерине Майе Плисецкой (1925-2015).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников