Проект "Передовые инженерные школы" начинает работу в российских вузах

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 23 авг – РИА Новости. Тридцать российских университетов получат финансирование в объеме 33 миллиардов рублей на реализацию проекта "Передовые инженерные школы", который призван обеспечить экономики страны высококвалифицированными инженерными кадрами, сообщили участники круглого стола в пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
Победители конкурса
На финансирование передовых инженерных школ до 2030 года будет направлено 90 миллиардов рублей, заявил директор департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Виталий Гришкин.
«

"В 2022-2024 году на трехлетку мы запланировали порядка 33 миллиардов рублей, в том числе на 2022 год 2,5 миллиарда рублей. Также будет софинансирование от регионов и проектов в 2022 году порядка 3,8 миллиардов рублей", сообщил он.

Виталий Гришкин отметил, что гранты можно будет потратить на повышение квалификации, переподготовку преподавателей, создание специальных образовательных пространств, цифровых умных фабрик. К преподавательской деятельности в передовых инженерных школах будут привлечены практики, ведущие инженеры. В рамках проекта будут осуществлены практики и стажировки для студентов.
"К 2030 году мы запланировали подойти с такими весомыми, как мне кажется результатами, – порядка 40 тыс. выпускников, которые пройдут обучение. ...Более 100 программ, которые будут предусматривать опережающую подготовку кадров. Будет проведена работа с более 5 тыс. преподавателей, которые пройдут повышение квалификации и переподготовки по основным стратегическим направлениям развития страны", – добавил Гришкин.
Около 90 млрд руб направят на финансирование российских инженерных школ
В конкурсе на создание передовых инженерных школ принял участие 91 университет, заявила и.о. директора ФГАНУ "Социоцентр" Ирина Жукова.
"По итогам рассмотрения и работы комиссии было отобрано 30 университетов, начиная с 2022 года им будет оказана поддержка в виде грантов на создание и развитие инженерных школ", – сообщила она.
По словам Ирины Жуковой, много заявок поступило из регионов: в географии проекта "Передовые инженерные школы" представлены 15 субъектов Российской Федерации. Заявки поступили из Уральского федерального округа, Сибирского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, Приволжского и других округов.
"Каждый университет приходил очно с докладом и рассказывал о своей передовой инженерной школе, ее особенности, о том, какую задачу они будут решать вместе с индустриальным партнером. Основной особенностью федерального проекта по созданию передовых инженерных школ является именно взаимодействие с высокотехнологичными компаниями и партнерами, которые не просто оказывают поддержку на словах, а подтвердили свои намерения на выделение дополнительного финансирования на создание таких школ с университетами", – добавила Жукова.
Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (НИЯУ МИФИ) выступает экспертно-методическим и методологическим оператором проекта "Передовые инженерные школы". По мнению ректора вуза Владимира Шевченко, подготовка высококвалифицированных инженеров должна начинаться еще со школьной скамьи.
"Те люди, которые приходят в инженерное дело мотивированными и уже хорошо подготовленными абитуриентами, начинали все это еще в школьную пору через какие-то технопарки, кружки робототехники и другие практики, которые дали им возможность впоследствии стать высококвалифицированными представителями национального инженерного корпуса", – рассказал он.
Проект, открытый для всех
Главной задачей методического сопровождения проекта Владимир Шевченко назвал необходимость выявлять лучшие образовательные практики школ-победителей конкурса и распространять их на всю отечественную систему инженерного образования. Кроме того, по его мнению, каждый российский университет может объявить о создании своей передовой инженерной школы, независимо от того, выиграл он грант по проекту или нет.
"У нас уже есть примеры университетов, которые не попали в число этих 30, но создают свои собственные передовые инженерные школы с индустриальными партнерами. Поддержать такие инициативы мы считаем крайне существенным", – добавил он.
Ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Дмитрий Седнев рассказал об опыте создания в университете передовой инженерной школы "Интеллектуальные энергетические системы", направленной на подготовку кадров и технологических решений для проекта Госкорпорации "Росатом" "Прорыв".
«

"Отличительная особенность школы – ее кросс-отраслевая направленность. …Мы выстроили взаимодействие между представителями атомной и нефтегазовой сферы и представителями компании "Россети". Они между собой вырабатывают профиль общих компетенций для энергетика, которого они хотели бы видеть у себя в компании", – сообщил он.

По его словам, инженерная школа в ТПУ готова сотрудничать с университетами-партнерами, которые примут ее модели работы. Этот опыт поможет сделать инженерную подготовку широкомасштабной и качественной в рамках всей страны. Он выразил надежду, что выпускники профильных магистерских программ и программ повышения квалификации будут успешно работать и развивать экономику России.
Своим опытом по участию в проекте поделился ректор Передовой медицинской инженерной школы Самарского государственного медицинского университета Антон Иващенко.
"Работая на фронтире медицинской инженерии, мы пришли к выводу о высокой актуальности и нехватке специалистов смешанного профиля – специалистов, которые глубоко понимали бы медицинские проблемы, и владели бы инженерными знаниями и навыками для их решения. … В связи с этим было принято решение о создании первой Передовой медицинской инженерной школы. Глубокое понимание медицины, физиологии, нейрофизиологии позволит инженерам перейти на новый уровень решения сложных современных задач", – рассказал он.
Более 90 заявок поступило от российских вузов на создание инженерных школ
Предполагается, что выпускники программы будут работать в IT-компаниях, на предприятиях, производящих медицинскую технику и медицинское оборудование, в научно-исследовательских институтах, в инженерных организациях и в медицинской промышленности.
Ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи отметил важность создания передовой инженерной школы в области сельскохозяйственного машиностроения.
"Сто лет назад наш вуз создал первый комбайн. Но наш технологический партнер "Россельмаш", вкладывая деньги, хочет получить не старые комбайны, а современные беспилотники. Мы должны создавать новые машины, которые отвечают всем требованиям нашей страны", – подчеркнул он.
Ректор Псковского государственного университета (ПГУ) Наталья Ильина рассказала об опыте международного сотрудничества при подготовке инженеров. Она поделилась опытом совместной работы с Белорусским национальным техническим университетом по созданию проекта "Передовая инженерная школа Союзного государства" в области станкостроения.
"Создание инженерной школы внутри Псковского государственного университета показывает успешность программы "Приоритет 2030" и заход на создание международных проектов на приграничных территориях, которые будут обеспечивать национальный технологический суверенитет", – заявила она.
В ходе круглого стола прозвучало пожелание учитывать достижения школьников в научной, инженерной и проектной деятельности при поступлении в вуз. Предполагается, что такое решение может быть принять отдельными университетами и включено в утвержденный ими порядок приема абитуриентов на инженерные направления подготовки.
Проект "Передовые инженерные школы" призван обеспечить высокопроизводительные экспортно-ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости, а также создавать новейшие виды высокотехнологичной продукции в партнерстве с ведущими компаниями Российской Федерации.
К 2024 году планируется запуск более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Более 2500 выпускников передовых инженерных школ будут трудоустроены в высокотехнологичные компании и предприятия Российской Федерации.
Обсудить
Рекомендуем