На выставке "Советские православные иконы: исчезающее наследие" в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) представлено около ста образов, созданных в период с конца 1920-х до середины 1980-х. Большая часть экспонатов - из Нижегородской, Владимирской и Московской областей.
По словам куратора выставки, директора Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, Дмитрия Антонова, советские иконы - это не писаные образы, а своего рода конструктор. Изображение, как правило, было печатным. А его украшение делали из подручных материалов.
В 1930-е мастера накладывали по периметру образа венок, который обычно делали из липового лыка. После обработки оно становилось мягким, и мастера могли плести из него узоры различной формы.
"Советские иконы обязательно покрывали стеклом. Делали это для того, чтобы образ не выцветал и не пачкался. Но клей, как правило, был самодельный и держал недолго", - рассказывает куратор выставки Дмитрий Антонов.
Литография иконы "Спас Нерукотворный", закрепленная на деревянном хозяйственном ящике.
По-особенному украшали венчальные иконы. Образ Богоматери с Младенцем или Христа Спасителя обрамлял венок из бумажных цветов и виноградных лоз.
В 1960-е в оформлении советских икон происходят значительные изменения. На смену липовому лыку и папиросной бумаге пришли искусственные цветы из парафина, обои с цветным рисунком и даже обрезки электрических проводов.
Наиболее популярным украшением в это время стала тонкая фольга. Мастера выдавливали на ней узор и накладывали на икону. Внешне это имитировало дорогой церковный оклад. Такие иконы получили название фалежные.
Создатели выставки рассказывают: часто встречаются иконы, почти полностью покрытые фольгой. Делалось это в тех случаях, когда у мастера на руках была лишь часть изображения святого.
Сегодня рукодельные советские иконы давно заменили фабричные печатные образы. Образцы уникального кустарного производства лежат теперь заброшенными в церковных сараях. "Люди не могут их выкинуть, поэтому несут в церковь. А там, по традиции, их сжигают", - рассказал Дмитрий Антонов. Открывшаяся выставка, по его словам, призвана стать началом большого проекта по спасению артефактов народной религиозности советской эпохи.